Советская Арктика. 1935, N4.

4 4 _______________ ______________________ Советская Арктика ■1935 • № * Все эти качества являются важнейшими условиями для работы самолета в Арктике. Возможность полета на малых скоростях позволяет вести с автожира разведку льдоз, морского зверя и рыбы, раз­ ведку ледяного покрова, поиски нуждаю­ щихся в помощи. Автожир может также работать с палубы морских судов, поэтому он может иыть очень полезен для сопрово­ ждения морских экспедиций и караванов. Так, в 1935 г. успешно проводились опыты по взлету и посадке автожиров на палубу итальянского крейсера, идущего со ско­ ростью 24 узла в час. Посадарочная пло­ щадка на палубе крейсера имела размеры 12 на 40 м. Исключенная для авт ожира опасность штопора и возможность крутого спуска и полета на малых скоростях делает для авто­ жира значительно более безопасным полет в тумане и в условиях плохой видимости,— в эти условия весьма характерны для Арктики Что касается обледенения, то можно пред­ полагать, что оно будет никак не более опасным для автожира, чем для самолета, скорее наоборот. Действителі но, образова­ ние льда на быстро вращающемся роторе менее вероятно, чем на подвижном крыле. Вполне понятная причина этого та, что боль­ шая центробежная сила вращающего ротора. Если ротор обледенеет, то он только не­ сколько замедлит свои обороты, но аппарат не потеряет своей устойчивости и управ­ ляемости. Все это говорит о том, что авто­ жир в Арктике займет почетное место, и вопрос о постройке арктического авто­ жира должен стать в порядок дня. АвиоНИТО (Авиационное научное инже­ нерно-техническое общество) в настоящее время организовало бригаду по проектиро­ ванию арктического автожира. В бригаду входят конструкторы советских автожиров инженеры Н. И. Камов, В. А. Кузнецов и М. Л. Милль. Учитывая возможную большую полез­ ность автожира для работ в Арктике, Глав- севморпуть должен оказать всемерное со­ действие созданию, усовершенствованию и проведению экспериментальных работе авто­ жирами. Последнее усовершенствование конструк­ ции автожира открывает прекрасные пер­ спективы для использования автожира в Ар­ ктике. В Англии построен и в настоящее время проходит летные испытания автожир, взлетающий с места без разбега.1 Такой аппарат, снабженный поплавковым шасси без редана (так как он взлетает без разбега), с немного выступающим из поплавка бал­ лонным колесом, сможет одинаково хорошо взлетать и садиться с воды, со льда и с зем­ ной поверхности. Беседа с тов. Померанцевым — командиром воздушного корабля „В-7 — Челюскинец “ Тов. Померанцев готовился в 1934 г. к полетам на дирижабле в Арктику на спасе­ ние челюскинцев. Он считает, что в условиях Арктики впол­ не приемлемы и самолеты и дирижабли и наиболее рационально применять их сов­ местно. Но не для всех целей они могут приме­ няться в одинаковой степени. Так, для научно-исследовательских целей дири­ жабль дает несравненно больше удобств и возможностей, чем самолет. На дири­ жабле могут быть оборудованы целые ла­ боратории, в них можно обеспечить надле­ жащий порядок, простор и удобства. Для разных налчных работ должны быть специ­ альные дирижабли, например, для исследо­ вания вертикального разреза воздуха нуж­ ны дириж. бли с высоким потолком и ма­ лым радиусом действия, для аэрофотосъем­ ки, наоборот, — с большим радиусом дей­ ствия и с малым потолком. Возможность остановок в воздухе создает большие пре­ имущества для съемок, для производства различных опытов. В помощь водному транспорту, особенно если база не на корабле, а на берегу, преимущество часто на стороне дирижабля, так как у него больше радиус действия и ледовую разведку он может проводить тща­ тельнее самолета благодаря способности низ­ ко спускаться и замедлять полет. Наиболее же рентабельным является при­ менение для этой цели дирижабля малой кубатуры с базой на корабле. Такой дири­ жабль может за час осмотреть 80 км, что даст возможность кораблю при 12 узлах — 3 часа хода по разведанному пути. Газ иг горючее, при таких ус ловиях, понадобятся ему в небольших количествах, и все это может везти для него корабль (водород мо­ жет перевозиться в специальных трубах). Так как ему не нужно расчищать аэродром, экипаж его может состоять всего из 4 че­ ловек: командира, пилота-штурвального, радиста и механика. Этот же дирижабль может обеспечить кораблю связь с берегом, другими судами и т. п., садясь на воду, землю и лед. Кроме того, он же может применяться и как привязник, который укрепляется или за специальную мачту на корабле или за • Инж. Милль, Автожир, взлетающий без разбега. — Журнал „Техника воздушного флота*, № 8, 1935 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz