Советская Арктика. 1935, N4.
4 4 _______________ ______________________ Советская Арктика ■1935 • № * Все эти качества являются важнейшими условиями для работы самолета в Арктике. Возможность полета на малых скоростях позволяет вести с автожира разведку льдоз, морского зверя и рыбы, раз ведку ледяного покрова, поиски нуждаю щихся в помощи. Автожир может также работать с палубы морских судов, поэтому он может иыть очень полезен для сопрово ждения морских экспедиций и караванов. Так, в 1935 г. успешно проводились опыты по взлету и посадке автожиров на палубу итальянского крейсера, идущего со ско ростью 24 узла в час. Посадарочная пло щадка на палубе крейсера имела размеры 12 на 40 м. Исключенная для авт ожира опасность штопора и возможность крутого спуска и полета на малых скоростях делает для авто жира значительно более безопасным полет в тумане и в условиях плохой видимости,— в эти условия весьма характерны для Арктики Что касается обледенения, то можно пред полагать, что оно будет никак не более опасным для автожира, чем для самолета, скорее наоборот. Действителі но, образова ние льда на быстро вращающемся роторе менее вероятно, чем на подвижном крыле. Вполне понятная причина этого та, что боль шая центробежная сила вращающего ротора. Если ротор обледенеет, то он только не сколько замедлит свои обороты, но аппарат не потеряет своей устойчивости и управ ляемости. Все это говорит о том, что авто жир в Арктике займет почетное место, и вопрос о постройке арктического авто жира должен стать в порядок дня. АвиоНИТО (Авиационное научное инже нерно-техническое общество) в настоящее время организовало бригаду по проектиро ванию арктического автожира. В бригаду входят конструкторы советских автожиров инженеры Н. И. Камов, В. А. Кузнецов и М. Л. Милль. Учитывая возможную большую полез ность автожира для работ в Арктике, Глав- севморпуть должен оказать всемерное со действие созданию, усовершенствованию и проведению экспериментальных работе авто жирами. Последнее усовершенствование конструк ции автожира открывает прекрасные пер спективы для использования автожира в Ар ктике. В Англии построен и в настоящее время проходит летные испытания автожир, взлетающий с места без разбега.1 Такой аппарат, снабженный поплавковым шасси без редана (так как он взлетает без разбега), с немного выступающим из поплавка бал лонным колесом, сможет одинаково хорошо взлетать и садиться с воды, со льда и с зем ной поверхности. Беседа с тов. Померанцевым — командиром воздушного корабля „В-7 — Челюскинец “ Тов. Померанцев готовился в 1934 г. к полетам на дирижабле в Арктику на спасе ние челюскинцев. Он считает, что в условиях Арктики впол не приемлемы и самолеты и дирижабли и наиболее рационально применять их сов местно. Но не для всех целей они могут приме няться в одинаковой степени. Так, для научно-исследовательских целей дири жабль дает несравненно больше удобств и возможностей, чем самолет. На дири жабле могут быть оборудованы целые ла боратории, в них можно обеспечить надле жащий порядок, простор и удобства. Для разных налчных работ должны быть специ альные дирижабли, например, для исследо вания вертикального разреза воздуха нуж ны дириж. бли с высоким потолком и ма лым радиусом действия, для аэрофотосъем ки, наоборот, — с большим радиусом дей ствия и с малым потолком. Возможность остановок в воздухе создает большие пре имущества для съемок, для производства различных опытов. В помощь водному транспорту, особенно если база не на корабле, а на берегу, преимущество часто на стороне дирижабля, так как у него больше радиус действия и ледовую разведку он может проводить тща тельнее самолета благодаря способности низ ко спускаться и замедлять полет. Наиболее же рентабельным является при менение для этой цели дирижабля малой кубатуры с базой на корабле. Такой дири жабль может за час осмотреть 80 км, что даст возможность кораблю при 12 узлах — 3 часа хода по разведанному пути. Газ иг горючее, при таких ус ловиях, понадобятся ему в небольших количествах, и все это может везти для него корабль (водород мо жет перевозиться в специальных трубах). Так как ему не нужно расчищать аэродром, экипаж его может состоять всего из 4 че ловек: командира, пилота-штурвального, радиста и механика. Этот же дирижабль может обеспечить кораблю связь с берегом, другими судами и т. п., садясь на воду, землю и лед. Кроме того, он же может применяться и как привязник, который укрепляется или за специальную мачту на корабле или за • Инж. Милль, Автожир, взлетающий без разбега. — Журнал „Техника воздушного флота*, № 8, 1935 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz