Советская Арктика. 1935, N4.
■Слово летчикам, конструкторам, дирижаблистам Леваневского ЦАГИ вопросами отепления самолетов не занимался. На самолете же Леваневского были сделаны обогревающаяся кабина и обогревающийся приемник — показатель скоростей. Американская авиация имеет опыт в борьбе с обледенением само летов. Эти работы освещены в соответству ющей специальной литературе. Года два тому назад опыты по борь бе с обледенением демонстрировались на экране в ЦАГИ американскими авиато рами. Американцы в борьбе с обледенением самолетов надевают на крылья и даже на винт резиновые карманы. Когда на чинается обледенение этих частей самолета, летчик посредством пневматического при способления пускает в карманы воздух, и лед обламывается. Вопросом борьбы с обле денением самолета нужно заняться серьез нее и шире., и тогда мы значительно бблег- чим и обезопасим путь советского самолета в Арктике. Если на вопрос о едином и особом для Арктики типе самолета мы должны ответить отрицательно, то об орудовани е самолета для Арктики действительно должно быть особое: самое усовершенствованное обогре вание, точные приборы, продуманное сна ряжение. Теперь идет кампания за оборудование самолета с максимальными удобствами, тем более это должно быть осуществлено на самолетах, летающих в Арктику. Беседа с бригадиром конструкторской бригады ЦАГИ инженером М. JI. Милль Идея автожира как нового летательного аппарата возникла в 1920 г. Автожир отличается от самолета тем, что вместо крыльев имеет ротор (винт), вращаю щийся от встречного потока воздуха. Аэро динамическая характеристика этой новой несущей системы отмечает ряд специфиче ских летных качеств, недостающих другим типам летных аппаратов. Уже в 1925 г. автожир получил признание как летатель ный аппарат. В настоящее же время авто жиры строятся серийно в Англии (фирмой Авро), также в Германии, во Франции, в Япо нии и в Америке. В основном строятся автожиры типа ЦЗО фирмой — компанией изобретателя этого ти па аппарата, испанца Сиерва. Автожир типа Сиерва имеет значительно улучшенную конструкцию и разрешает це лый ряд технических проблем. Автожир Сиерва дает возможность полностью ис пользовать все преимущества этой несущей системы. К особенностям этого аппарата относится отсутствие малых придаточных крыльев, же- сткозакрепленныхи обычныхрулей самолета. Автожир управляется с помощью наклона оси вращения ротора, чго позволяет аппа рату сохранять устойчивость и управление на очень малых скоростях полета. В Советском Союзе первый автожир был построен в 1929 г. С этого времени в ЦАГИ развилась серьезная научно-исследователь ская конструкторская и экспериментальная работа по этим типам летательных аппаратов. Сконструированные до настоящего вре мени автожиры „2ЭА“, „А4“, А6“, „А8“ не уступают по своим характеристикам анало гичным заграничным аппаратам. Каковы преимущества автожира перед самолетом? — Так как лопасти ротора вра щаются в полете с большой скоростью при любых углах агаки и скоростях всего аппа рата — сечение лопастей всегда работает в пределах до критического угла атаки — благодаря этому для автожира невозможна потеря скорости или так называемый .штопор", одна из больших опасностей самолета. Невозможность потери скорости, конечно, чрезвычайно повышает безопасность по лета. При большом угле атаки автожир начинает крупный парашютирующий спуск с небольшой установившейся вертикаль ной скоростью. Эгот спуск может быт даже вертикальным. Простым движением управления автожи ром можно перейти из такого режима (по лета) на обычное — как у самолетов — пла нирование. Автожир может лететь с очень малыми горизонтальными скоростями поряд ка 35—40 км в час, в то же время он обладает почти той же, что для обычного самолета, максимальной скоростью. Отно шение максимальной скорости полета к ми нимальной у современного советского авто жира достигает 5, вместо обычной для са молета цифры 2Ѵ2—3. Благодаря предвари тельной раскрутке ротора перед взлетом посредством мотора и возможности полета с малыми скоростями автожир имеет чрез вычайно короткий разбег. Так, на двухме стном аппарате ЦЗО линия разбега, в зави симости от нагрузки и ветра, составляет расстояние от 12 до 30 м. Одним из замечательных свойств авто жира является посадка без пробега. Воз можность такой посадки, а также очень короткий пробег автожира при взлете дают ему возможность работать с малых площа док. Автожиру ЦЗО нужна для посадки площадка 20 на 50 м, т. е. такая, с которой безусловно невозможна работа какого бы то ни было самолета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz