Советская Арктика. 1935, N4.
42 жаблей представляет обледенение винтов, так как образукщиеся на лопастях винта куски льда, благодаря центробежной силе, могут отлетать и пробивать оболочку газо вых баллонов. Против этого можно приме нять следующие меры: 1) ставить винты так, чтобы они не нахо дились в теплом потоке воздуха, отбрасы ваемого от моторов; 2) смазывать лопасти винта, во избе жание образования на них льда; 3) увеличивать прочность оболочки, уси ливая ее в местах расположения винтов; гак, у дирижабля Нобиле оболочка не была усилена и винты работали в теплом потоке, будучи толкающими; 4) кроме того время от времени дири жабль можно останавливать и очищать винты и клапаны ого льда, а также до некоторой степени и верхнюю часть оболочки от снега, так как у дирижаблей есть возможность вы хода туда людей. Туман для дирижабля не страшен, так как он может итти в слепом полете в тумане или подняться над ним. Советская Арктика ■1935 • Л* 4 Одним из крупных преимуществ дири жабля перед самолетом является то, что для его посадки не требуется специальной большой площадки. Ему достаточно не скольких сигнальных огней с земли или прожекторов с самого дирижабля, и он может садиться в темноте. Применять для совместной работы дири жабль и самолет нерационально из-за разли чия скоростей. Но возможен другой случай: применение самолета в качестве развед чика для дирижабля. Такой самолет должен находиться непосредственно на дирижабле- авионосце. На дирижаблях обязательно должны быть установлены радиопеленгаторы с большим радиусом действия. Для своего экипажа и пассажиров дири жабль представляет максимум удобств в по лете, чем он также выгодно отличается от самолет?.. Наиболее рентабельными являются дирижабли с большим радиусом дей ствия. Беседа с инж. В. Л. Александровым, начальником бригады конструкторского отдела ЦАГИ Если сравнить самолет и дирижабль и говорить об использовании обеих летных машин в самом ближайшем.времени, то шан сы их не равны. Попробуем поискать круп ные дирижабли во всех странах. Они погибли или разобраны. Дирижаблеи такой мощности, которая по зволила бы нам совершать трансарктические перелеты, нет. Если бы такие дирижабли и были построены, то нужно еще уметь с ними обращаться. Нужна высокая культура,серьез ная школа и большое искусство водителя. Американские дирижабли Акрон и Мекрон были чудом техники, но и они иогибли от не умелого обращения с ними. Длительные рейсы, под умелым и осторожным води тельством д-ра Эккенера, совершает только германский „Цеппелин''. Но и это пока только единичное явление. В отношении дирижаблей можно ска зать, что их нужно строить, осваивать, а затем у ж е завоевывать ими Арктику. Без самолета же в Арктике не обойтись. Самолетов создано так много, типы их гак разнообразны, что из них мы можем вы брать любой, наилучший тип, приспособив и усовершенствовав его для полетов в Арктике. Требования к арктическому самолету те же, что и к каждому из самолетов: надеж ность работы, высота потолка и пр. Было бы непр вильным ставить вопррс о создании сп-цлально .арктического” самолета и непременно с посадкой на воду. В зависимости от того, каковы задания само лета в Арктике и работает ли он на суше или на воде, — и выбирается тип самолета. Для освоения Арктики нам нужны и гидро самолет, и амфибия, и сухопутный самолет. Для длительных рейсов нужно использовать самолет одного типа, для разведывательных работ — другой тип. Нельзя также остановиться на моноплане или биплане. Вопрос о преимуществах того или другого типа не решен еще. В Англии работает над прыгающим авто жиром конструктор испанец Сиерва. Авто жир приземляется почти вертикально. Это большое удобство, и несомненно, что он будет очень полезен, особенно для обслужи вания кораблей. Необходимо испытать работу автожиров в условиях Арктики. При кр.інней трудности создания в Арк т и к е— как во льдах, так и на суше — по садочных площадок, часто решающую роль в успехе полета играет посадочная скорость самолета. Трудность вопроса заключается в том, что малая посадочная скорость, требую щая меньшей площадки для разбега, неиз бежно связана с малым радиусом действия самолета. Конечно, в условиях Арктики безопаснее и удобнее пользоваться самолетом с малой посадочной скоростью. Взять хотя бы вопрос обледенения крыль ев и винта. До получения задания подгото вить самолет к трансполярному перелету
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz