Советская Арктика. 1935, N4.

Советская Арктика ■1935 ■М 4 ниям. Эта переделка на деле блестяще себя оправдала. „Кроме того, в верхнем бачке нами постаілен добавочный термометр, который показывает температуру воды и сигнализи­ рует о малейшей неисправности водяной магистрали”. Уже после полета Водопьянов пишет:1 .В итоге всех этих забот и люди и само­ леты находились в образцовом порядке. Нами было все предусмотрено, всякая ме­ лочь, даже шелковых палаток взяли но одной на самолет, в которых помещалось три человека — как раз экипаж. Были взяты спальные мешки, запас продовольствия на 20 суток. Мы не боялись вынужденной посадки в ненаселенных местах. На этот раз мы имели прекрасные отепленные са­ молеты — лимузины, дававшие нам возмож­ ность лететь в обычных шапках и даже фуражках, в общем по-московски были одеты, несмотря на то, что по дороге температура резко менялась о т —2° д о—37°. Водяная и масляная магистраль были оте­ плены, а также, установили радио. Почта и груз поместились в надстройках на крыльях. В кабине не было никакого груза, механику и радисту было свободно, и им ничто не мешало в полете". В противовес этому приводится другой пример: „Слева идет Мазурук на таком же самоле­ те, только на необорудованном. Одет он весь в меха, с большим трудом он влезает в самолет, тогда как мы сидели в теплой, хорошо оборудованной кабине”. Последнее, что нужно сделать для само­ летов, работающих в северных условиях,— это легкие и удобные чехлы на моторы. Такой самолет, с радиусом в 1000 км, должен поднимать нагрузку (включая и горючее) в 1500—2000 кг. Для почтово-пассажирских линий и для разведки береговых льдов лучше всего подойдут самолеты „Р-5“ (бипланы), а для пассажирских — машины типа „ПС-3“. По­ этому конструкторам нужно давать задания на машины именно таких типов. Скорость полета сейчас 180—200 км в час, но желательно ее увеличить хотя бы до 250 км. Арктический самолет должен отвечать следующим требованиям: необходимо, что­ бы у него был наименьший пробег при взлете и при посадке и наибольший пото­ 1 Все выдержки взяты из рукописи но­ вой книги т. Водопьянояа, подготовленной им к печати. лок (5000—6000 м), так как иногда приходится пробивать и перелетать облачность. Некоторые мероприятия могут сильно облегчить борьбу с обледенением, — напри­ мер, необходимо устроить обогрев перед­ ней кромки крыла самолета или путем подведения теплого воздуха от калорифера или электричеством. При начавшемся обледенении нужно сейчас ж е брать вверх и итти выше тумана. Что касается системы полетов, то на хорошо оборудованной линии полеты должны производиться в одиночку, при условии, если летчик хорошо знает всю линию. Парные полеты необходимо про­ изводить на необследованных трассах,, чтобы всегда иметь возможность помогать друг другу; звеньям в три самолета летать в. условиях Арктики затруднительно: самоле­ ты будут сильно задерживать друг друга, так как для их пуска нужно подогревать большое количество воды, не все моторы с одинаковой быстротой будут запускаться, у одного самолета могут быть поломки, из-за которых будут задерживаться и два остальных. Совместная работа дирижабля и само­ лета нерациональна, так как если на дирижабле есть хорошее радио, то ему в помощь совершенно не нужно самолета. Все самолеты должны быть хорошо обо­ рудованы радиопередатчиками и приемни­ ками. В базах необходимо иметь радиомаяки» Другие виды летательных аппаратов ма­ ло применимы на Севере. Например, амфи­ бия типа ,111-2“ может применяться толь­ ко на коротких разведках и на кольцевых линиях. Автожир, вероятно, совсем не сможет быть использован на Севере, так как он не справится с пургой, с морозами. Интересное открытие, касающееся авиа­ ционной работы на Чукотке, удалось сде­ лать в этом году летчику Фариху. Тов. Водопьянов приводит это в своих записках: .Попутно с ледовой разведкой, возвращаясь обратно не морем, а берегом, ими были обнаружены большие возможности по­ садки на землю. Тов. Фариху удалось совер­ шить 77 посадок в разных местах побережья. Это дает возможность с полной ответствен­ ностью сказать, что господствующее поло­ жение на Чукотке принадлежит сухопут­ ной машине. Гидросамолет в этих усло­ виях может работать в лучшем случае 3—4 месяца, и то часть бухты забивается льдами, а лагуны мелеют*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz