Советская Арктика. 1935, N4.

Слово летчикам, конструкторам. Оирижаблистам 37 СЛОВО ЛЕТЧИКАМ, КОНСТРУКТОРАМ, ДИРИЖАБЛИСТАМ 1 Беседа с героем Советского Союза М. Т. Слепневым В своей беседе т. Слепнев остановился, главным образом, на системах самолетов и моторов для полетов в Арктике и о формах их использования в условиях Севера. — Я считаю, что всякий аппарат, способ­ ный двигаться в воздухе, может быть исполь­ зован для работы в Арктике, но на данном отрезке времени основным аппаратом останется самолет. На вопрос о том, какой самолет наиболее приемлем в условиях Арктики, следует ответить, что это прежде всего должен быть просто хороший самолет, т. е. самолет сегод­ няшнего и завтрашнего дня. В него дол­ жны быть вложены идеи конструирования последнего времени. Он должен быть монопланом, так как эта система дает луч­ шие аэродиі амические показатели; затем — исключительно хорошо обтекаемой формы; в нем должны быть устранены элементы, дающие лишние лобовые сопротивления, т. е. необходимо, чтобы у него были уби­ рающиеся шасси, отсутствие гофра и т. д. Важнейший элемент самолета — мотор — для работы в условиях Арктики должен быть воздушного охлаждения. За свою двукратную бытность в Аляске (в 1929 и 1934 гг.), будучи лично знаком с большинством пилотов северных окраин США, мне удалось в беседах и путем лич­ ного осмотра убедиться в эволюции типов моторов, применяемых на Севере. Если в 1929 г. еще можно было встретить мотор с водяным охлаждением, то в 1934 г. таких моторов американцы не применяли. Разбирая практическую сторону операции по спасению челюскинцев, можно притти к заключению, что, несмотря на прекрасные качества моторов „М-17“, запуск их и вообще эксплуатация значительно осложня­ лись присутствием системы охлаждения водой toHa часто замерзала и т. п.). В противоположность этому мотор .Рай- циклон", стоявший на моем самолете, через 40 минут подогрева давал обязательно бес­ перебойный запуск, и механики спим вози­ лись гораздо меньше, чем с мотором водя­ ного охлаждения. Еще о моноплане. Из опыта моих полетов по розыскам американцев Эйльсона и Бор­ ланда в 1929/1Р30 г. и из опыта по спасению челюскинцев можно вывести заключение о большей целесообразности применения мо­ нопланов, особенно с нижним расположе­ нием крыла. Эти монопланы, типа наших „ТБ‘ , Юнкерсов, нашего нового прекрасного самолета „СБ“, кроме других хороших качеств, выявили еще одно, а именно—мен ь­ 1 Беседы с тт. Александровым и Милль проведены В. А. Мещаниновой, все осталь­ ные — Т. А. Караваевой. шую аварийность. Такая система при по­ ломке шасси не капотирует или, вернее имеет слабую тенденцию’ к капоту. Такой самолет в случае поломки шасси бороздит ка нижней части крыла еще некоторое вре­ мя и останавливается. Машины же с зон­ тичным расположением крыла при малейшей поломке шасси опираются концом крыла о землю и немедленно капотируют. Отсутствие гофра, ѵбираіошиеся шасси, полные зализы, продуманность подогрева всех приемных частей приборов это куль­ тура самолета сегодняшнего дня, и все эти элементы обязательно должны быть в арк­ тическом самолете. Машины для Севера должны быть проду­ маны во всех мельчайших подробностях. Так, особое внимание должно быть уделено цвету этих машин. Их н уж н о окр аши вать в темные то н а для того, чтобы на стоянках или при вынужденных посадках их было легче отличать от той белесоватости, кото­ рой окрашено все на Севере, вплоть до животных. Совершив несколько полетов до Уэлена и Ванкарема, я должен был напря­ гать зрение для того, чтобы отыскать поло­ манные самолеты. В Арктике может применяться и гидро-са­ молет, и самолет на колесах и лыжах. Нужно только помнить,что 9 месяцев на севере зима, и 3 месяца весна — лето — осень. Следова­ тельно, получается отношение 1 :3 , и, если мы хотим летать круглый год, то основную р а б о т у будет выполнять самол ет на л ы ­ жах. Здесь конструкторам предстоит много подумать и посоветоваться с нами, летчи­ ками, работавшими на Севере, о том, какие нужны лыжи и каким образом устроить убирающиеся шасси с лыжами. Нужно напрячь Есе усилия к быстрейше­ му внедрению на Севере аппаратов других систем, в частности — автожиров. Несмо­ тря на большие несовершенства автожиров (невозможность производить длительные полеты, малая грузоподъемность, наличие большого количества вращающихся частей, которые всегда слабее и более подвержены поломкам, чем неподвижные и т. д.), все же и в таком виде они могут уже завоевать себе большое место в работе на Севере. Во время экспедиции по изысканию авио- линии от Лены до Хатангн в 193!—1633 гг. нам часто приходилось перебираться с одной стороны реки на другую, потому что там против поселка Оленек в дер. Балкылах стоял астрономический знак. И я там, на Севере, всегда с грустью думал о том, что нет та­ кой машины, которая с береговой косы этого берега могла бы просто перелетать ка прибрежную гальку противоположного берега. Результат всей экспедиции был бы лучше, и работы были бы проведены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz