Советская Арктика. 1935, N4.

36 как бы скользят по самолету, и замечается лишь незначительный налет льда; когда же самолет движется в воздухе и встре­ чает эти водяные капли с большой скоро­ стью — налет льда достигает до 5 — 10 мм, а в особо тяжелых случаях и до 1 см. Наиболее очевидный случай обледене­ ния — это когда самолет летит через районы выпадения дождя при температуре ниже 0°. Полет в районах снегопада безо­ пасен, если только снег падает сухой, в том же случае, когда он смешивается с водяны­ ми каплями, образуется опасное обмерза­ ние самолета. Особенно часты случаи обледенения при полете в тумане и облаках, причем наиболее опасное обледенение встречается в слоисто­ дождевых облаках, при температуре обычно близкой к 0°. В тумане и более высоких облаках обледенение встречается при доста­ точно низких температурах (до — 10°—15°). Основным материалом для определения возможности обледенения является тщатель­ ный анализ синоптической карты (карты погоды). Изучая по этим картам случаи обледене­ ния, пришли к выводу, что наиболее опас­ ным следует считать переход от области повышенного давления (антициклон) с яс­ ной, морозной погодой к области по­ ниженного давления (циклон). Циклоны, идущие обычно с запада на восток, втяги­ вают на континент более теплые и влажные массы так называемого морского полярного воздуха с Атлантического океана. Наблю­ дения показывают, что на границе таких двух воздушных масс всегда создаются усло­ вия, благоприятные обледенению. Советская Арктика • 1935 • № 4 Если имеется большая разница темпера­ тур холодной и более теплой воздушной массы (иногда теплый воздух в зимний период приходит к нам с температурами выше 0е’), можно ждать очень опасного об­ леденения, связанного с полетом как в обла­ ках, так и в переохлажденном дожде в хо­ лодной воздушной массе, вызывающем го­ лолед на поверхности почвы. Зона опасного обледенения обычно бывает в 50—100 км от границы между двумя воздушными массами. Если же имеется небольшая разность тем­ ператур двух воздушных масс ( —3°) и при­ том температура всюду ниже 0°, наступает лишь незначительное обледенение. По мнению метеорологов, вообще в об­ лаках и тумане при температуре ниже СР всегда возникает опасность обледенения. Эта опасность сильна, если, как уже сказа­ но, полет происходит на границе двух раз­ личных воздушных масс, где более теплый, более легкий воздух натекает на холодный, более плотный; облака здесь находятся в стадии развития, и из них часто выпадают осадки. Когда же полет происходит в одно­ родной воздушной массе, где облака нахо­ дятся как бы в состоянии равновесия, — обледенение не наблюдается или наблю­ дается очень незначительное, не представляю­ щее опасности для полета. По синоптическим картам мы всегда мо­ жем проследить, с какой воздушной массой и с каким процессом в атмосфере имеем де­ ло, а слеловательно — более или менее пра­ вильно оценить обстановку предполагаемо­ го полета. Стоянка самолета на Лене (Фот. Н. Штерцер)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz