Советская Арктика. 1935, N4.
36 как бы скользят по самолету, и замечается лишь незначительный налет льда; когда же самолет движется в воздухе и встре чает эти водяные капли с большой скоро стью — налет льда достигает до 5 — 10 мм, а в особо тяжелых случаях и до 1 см. Наиболее очевидный случай обледене ния — это когда самолет летит через районы выпадения дождя при температуре ниже 0°. Полет в районах снегопада безо пасен, если только снег падает сухой, в том же случае, когда он смешивается с водяны ми каплями, образуется опасное обмерза ние самолета. Особенно часты случаи обледенения при полете в тумане и облаках, причем наиболее опасное обледенение встречается в слоисто дождевых облаках, при температуре обычно близкой к 0°. В тумане и более высоких облаках обледенение встречается при доста точно низких температурах (до — 10°—15°). Основным материалом для определения возможности обледенения является тщатель ный анализ синоптической карты (карты погоды). Изучая по этим картам случаи обледене ния, пришли к выводу, что наиболее опас ным следует считать переход от области повышенного давления (антициклон) с яс ной, морозной погодой к области по ниженного давления (циклон). Циклоны, идущие обычно с запада на восток, втяги вают на континент более теплые и влажные массы так называемого морского полярного воздуха с Атлантического океана. Наблю дения показывают, что на границе таких двух воздушных масс всегда создаются усло вия, благоприятные обледенению. Советская Арктика • 1935 • № 4 Если имеется большая разница темпера тур холодной и более теплой воздушной массы (иногда теплый воздух в зимний период приходит к нам с температурами выше 0е’), можно ждать очень опасного об леденения, связанного с полетом как в обла ках, так и в переохлажденном дожде в хо лодной воздушной массе, вызывающем го лолед на поверхности почвы. Зона опасного обледенения обычно бывает в 50—100 км от границы между двумя воздушными массами. Если же имеется небольшая разность тем ператур двух воздушных масс ( —3°) и при том температура всюду ниже 0°, наступает лишь незначительное обледенение. По мнению метеорологов, вообще в об лаках и тумане при температуре ниже СР всегда возникает опасность обледенения. Эта опасность сильна, если, как уже сказа но, полет происходит на границе двух раз личных воздушных масс, где более теплый, более легкий воздух натекает на холодный, более плотный; облака здесь находятся в стадии развития, и из них часто выпадают осадки. Когда же полет происходит в одно родной воздушной массе, где облака нахо дятся как бы в состоянии равновесия, — обледенение не наблюдается или наблю дается очень незначительное, не представляю щее опасности для полета. По синоптическим картам мы всегда мо жем проследить, с какой воздушной массой и с каким процессом в атмосфере имеем де ло, а слеловательно — более или менее пра вильно оценить обстановку предполагаемо го полета. Стоянка самолета на Лене (Фот. Н. Штерцер)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz