Советская Арктика. 1935, N4.

34 Советская Арктика ■ 1935 ■ Д« 4 Инж. Д . С. СПАССКИЙ ДИРИЖАБЛЬ — ЛЕДОВЫЙ РАЗВЕДЧИК Во всех арктических экспедициях большое значение имеет ледовая разведка. Ог раз­ ведки сплошь и рядом зависит судьба судна или даже каравана судов. В газете „Известия" от 5 июня 1934 г. О. Ю. Шмидт писал: „... Сначала все шло не плохо, но, во-первых, стояла туманная и в то же время бурная погода. В результате было потеряно несколько дней из-за невоз­ можности определить курс. Между тем надо было очень и очень спешить. Оставались считанные дни навигации. Во-вторых, мы не имели летной разведки, способной охва­ тить большие расстояния. У нас был, правда, маленький самолет „LII-2", но он мог быть пригодным лишь для разведок на коротких расстояниях, причем взлетать на нем можно было только с чистой воды или с гладких льдов. Этих условий не было, и мы должны были рассчитывать на раз­ ведку с берегов" (подчеркнуто мною.— Л-С.). Из сказанного т. Шмидтом можно заклю­ чить, что, будь у „Челюскина" возможность произвести разведку, судьба парохода могла бы быть иной. Н. И. Евгенов в своей статье .Самолет на службе Северного морского пути", по­ мещенной в сборнике „Воздушные пути Севера", говорит: „При выполнении Карской морской опе­ рации авиация является современным основ­ ным средством разведки льдов. В то же время наличие воздушной службы не исклю­ чает необходимости, помимо мощного ледо­ кола, ири сооткетствуюшем масштабе опера­ ции иметь ледокольное судно для допол ­ нения и уточнения разведки, производи­ мой самолетом, включая сюда и гидро­ логическое освещение моря" (подчеркнуто мною. — Д . С.). Здесь особо ярко выявлен недостаток са­ молета, который не может дать исчерпываю­ щих сведений при ледовой разведке. На Севере ни самолет, ни ледокол не могут пока порознь дать того, что дает их сов­ местная работа. Если радио—уши ледокола, то самолет — в полном смысле — его глаза. Но суровые специфические условия Арктики часто заставляют ледокол держать глаза за­ крытыми даже в отношении ледовой разведки, не говоря уже о гидрологических работах. Хотя воздушная разведка с помощью само­ лета реально помогает судам избирать более короткий маршрут, экономя ценное во всех отношениях время, все же сплошь и рядом приходится отказываться от услуг самолета. Иногда самолет бывает в значительном удалении от ледокола и поэтому не в со­ стоянии оказать ему помощь. В 1930 г. шхуна „Мейснер" на пути из Обской губы в залив Гыдоямо встретила у острова Шокальского лед, преграждающий ей путь. Командир шхуны обратился за помощью к авиораз- ведке. Самолет, находившийся у острова Диксон, вылетел, но перебои в работе одного из моторов заставили Чухновского в е р ­ нуться, не оказав помощи шхуне, так как вынужденная посадка была бы крайне рис­ кованной. Таким образом расстояние яви­ лось препятствием для авиоразведки. Будь самолет поблизости, он сумел бы про­ извести нужную небольшую разведку. Дру ­ гой характерный случай произошел 9 авгу­ ста 1929 г., когда самолет „Комсеверпуть" оказался заперт льдами в бухте Варнека и ледоколу .Красин" пришлось отказаться от его услуг и нести ледовую разведку са­ мому, тратя ценный уголь и время. Да и не всегда может быть дай старт са­ молету, находящемуся на борту ледокола, даже при хорошей погоде. Обратные рейсы Карской и Ленской экспедиций проходят в конце навигационного периода и требуют быстрой ледовой разведки, так как насту­ пающая зима может сковать караван и оста­ вить его на вынужденную зимовку. Между тем именно в этот период форсируется отлет самолетов на материк: по случаю образова­ ния молодого льда и сала, грозящего само­ лету гибелью. Из-за этого навигационный период заканчивается обыкновенно без воз­ душной службы. Наилучшее место для базы самолета — ледокольное судно, которое обычно возглав­ ляет караваны Северного морского пути. Евгенов по этому поводу пишет: „Вопрос о безусловной целесообразности наличия подобного легкого самолета на судне — ледовом разведчике (помимо само­ летов с большим радиусом действия, опи­ рающихся на береговые базы) зреет и в воздушной организации Карской операции". Самолет на борту ледокола в большинстве случаев все же бездействует из-за малопод­ ходящих мест для старта по пути следова­ ния судов. Таким образом, мы видим, что преимуще­ ства самолета как ледоразведчика, заклю­ чающиеся в экономичности, быстроте раз­ ведки и большом горизонте видимости, в значительной степени умаляются зависи­ мостью его от стартовой площадки. В качестве ледового разведчика мы пред­ лагаем поэтому дирижабль. Дирижабль позволяет производить не менее ценную ледовую разведку, чем раз­ ведка ледоколом. Если самолет, по причине быстрого движения, совершенно не в состоя­ нии произвести точную опенку льдов, то воздушный корабль, обладая способностью (Окончание на стр. 35)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz