Советская Арктика. 1935, N4.
34 Советская Арктика ■ 1935 ■ Д« 4 Инж. Д . С. СПАССКИЙ ДИРИЖАБЛЬ — ЛЕДОВЫЙ РАЗВЕДЧИК Во всех арктических экспедициях большое значение имеет ледовая разведка. Ог раз ведки сплошь и рядом зависит судьба судна или даже каравана судов. В газете „Известия" от 5 июня 1934 г. О. Ю. Шмидт писал: „... Сначала все шло не плохо, но, во-первых, стояла туманная и в то же время бурная погода. В результате было потеряно несколько дней из-за невоз можности определить курс. Между тем надо было очень и очень спешить. Оставались считанные дни навигации. Во-вторых, мы не имели летной разведки, способной охва тить большие расстояния. У нас был, правда, маленький самолет „LII-2", но он мог быть пригодным лишь для разведок на коротких расстояниях, причем взлетать на нем можно было только с чистой воды или с гладких льдов. Этих условий не было, и мы должны были рассчитывать на раз ведку с берегов" (подчеркнуто мною.— Л-С.). Из сказанного т. Шмидтом можно заклю чить, что, будь у „Челюскина" возможность произвести разведку, судьба парохода могла бы быть иной. Н. И. Евгенов в своей статье .Самолет на службе Северного морского пути", по мещенной в сборнике „Воздушные пути Севера", говорит: „При выполнении Карской морской опе рации авиация является современным основ ным средством разведки льдов. В то же время наличие воздушной службы не исклю чает необходимости, помимо мощного ледо кола, ири сооткетствуюшем масштабе опера ции иметь ледокольное судно для допол нения и уточнения разведки, производи мой самолетом, включая сюда и гидро логическое освещение моря" (подчеркнуто мною. — Д . С.). Здесь особо ярко выявлен недостаток са молета, который не может дать исчерпываю щих сведений при ледовой разведке. На Севере ни самолет, ни ледокол не могут пока порознь дать того, что дает их сов местная работа. Если радио—уши ледокола, то самолет — в полном смысле — его глаза. Но суровые специфические условия Арктики часто заставляют ледокол держать глаза за крытыми даже в отношении ледовой разведки, не говоря уже о гидрологических работах. Хотя воздушная разведка с помощью само лета реально помогает судам избирать более короткий маршрут, экономя ценное во всех отношениях время, все же сплошь и рядом приходится отказываться от услуг самолета. Иногда самолет бывает в значительном удалении от ледокола и поэтому не в со стоянии оказать ему помощь. В 1930 г. шхуна „Мейснер" на пути из Обской губы в залив Гыдоямо встретила у острова Шокальского лед, преграждающий ей путь. Командир шхуны обратился за помощью к авиораз- ведке. Самолет, находившийся у острова Диксон, вылетел, но перебои в работе одного из моторов заставили Чухновского в е р нуться, не оказав помощи шхуне, так как вынужденная посадка была бы крайне рис кованной. Таким образом расстояние яви лось препятствием для авиоразведки. Будь самолет поблизости, он сумел бы про извести нужную небольшую разведку. Дру гой характерный случай произошел 9 авгу ста 1929 г., когда самолет „Комсеверпуть" оказался заперт льдами в бухте Варнека и ледоколу .Красин" пришлось отказаться от его услуг и нести ледовую разведку са мому, тратя ценный уголь и время. Да и не всегда может быть дай старт са молету, находящемуся на борту ледокола, даже при хорошей погоде. Обратные рейсы Карской и Ленской экспедиций проходят в конце навигационного периода и требуют быстрой ледовой разведки, так как насту пающая зима может сковать караван и оста вить его на вынужденную зимовку. Между тем именно в этот период форсируется отлет самолетов на материк: по случаю образова ния молодого льда и сала, грозящего само лету гибелью. Из-за этого навигационный период заканчивается обыкновенно без воз душной службы. Наилучшее место для базы самолета — ледокольное судно, которое обычно возглав ляет караваны Северного морского пути. Евгенов по этому поводу пишет: „Вопрос о безусловной целесообразности наличия подобного легкого самолета на судне — ледовом разведчике (помимо само летов с большим радиусом действия, опи рающихся на береговые базы) зреет и в воздушной организации Карской операции". Самолет на борту ледокола в большинстве случаев все же бездействует из-за малопод ходящих мест для старта по пути следова ния судов. Таким образом, мы видим, что преимуще ства самолета как ледоразведчика, заклю чающиеся в экономичности, быстроте раз ведки и большом горизонте видимости, в значительной степени умаляются зависи мостью его от стартовой площадки. В качестве ледового разведчика мы пред лагаем поэтому дирижабль. Дирижабль позволяет производить не менее ценную ледовую разведку, чем раз ведка ледоколом. Если самолет, по причине быстрого движения, совершенно не в состоя нии произвести точную опенку льдов, то воздушный корабль, обладая способностью (Окончание на стр. 35)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz