Советская Арктика. 1935, N4.

32 Советская Арктика- 1Q35-M 4 ТИП АРКТИЧЕСКОГО САМОЛЕТА В. Б. Ш АВРО В Конструктор До сих пор ни у нас, ни заграницей не создали специального вида арктического самолета. Парк нашей арктической авиации состоит из нормальных стандартных само­ летов „ П - 5 “ „ В - 3 3 “, „АНТ -4 “, „АНТ-7“, „Ю-13*, „Ф-13*, „Ю -20“ „У-2", „LLi-2“, Савой, , С - 6 2 “ и яС -5 5 “, „Мі1-1‘ , Дорн ье-Вал ь и других машин. Далеко не все эти самолеты, построенные для различных целей, в своем теперешнем виде соответствуют условиям полярной работы. Количество самолетов, работающих в Арк­ тике, пока еще измеряется десятками. И хотя с каждым днем растут наши средства и материальные возможности, все же соз­ давать и пускать в серию специальный арктический самолет, требовавшийся всего в десятках экземпляров, промышленность не могла. Поэтому дело и ограничивалось лишь применением в Арктике более или менее подходящих машин в их обычном виде, или с небольшим дооборудованием. Теперь уже мы вплотную подошли к про­ мышленной реализации арктического само­ лета, вернее —■нескольких типов самолетов, специально приспособленных для работы в Арктике. О том, какими должны быть эти само­ леты, до сих пор еще нет единого мнения, но, по большинству высказанных суждений, нам нужны самолеты для следующих основ­ ных видов работы в Арктике: 1) ледовая разведка на оольшие расстояния (1000— 2000 км) для определения состояния льдов и проводки кораблей, 2) ближняя ра-ведка с теми же целями на расстояние 500—1000 км. 3) ледовая разведка с корабля или базы (дальность 200—300 км), 4) обслуживание побережья Арктики, полеты вдоль берегов моря и на острова, перевозка людей и гру­ зов (сюда же примыкает и работа самолетов на линиях, идущих вдоль рек из глубины страны к северному побережью), 5) эпизо­ дические полеты, спасательные операции. Каждому виду работы соответствуют два- три типа самолеюв, частично, впрочем, пере­ крывающих друг друга в смежных областях. Количество типов самолетов должно быть, разумеется, наименьшим чтобы была боль­ шая возможность их серийного выпуска. Из каких же типов самолетов должен состоять наш арктический парк? Нам нужен прежде всего так называемый ,с ам о л ет -т о ч к а“ для разведки с баз на небольшие расстояния. Эго должен быть самолет типа „У-2“, ,Ш -2 ‘, „АИР-6“ и т. п., двух- или трехместный с мотором „М-11“, 110 л. с. и грузоподъемностью 200— —300 кг, самолет сухопутный, на колесном, лыжном и поплавковом шасси или легкая амф ібия, с радиусом действия 400—500 км. Другим необходимым типом является .к о р а б е л ь н ы й разведчик". Больше всего самолет может тут же погибнуть. Потерять свои плавники лоіка может лишь при усло­ виях, когда уже все потеряно. Кроме этого, проходимость, руление, взлет и посадка менее безопасны, если лодка снабжена плавниками. Мотор в озд ушн о го или жидкостного о х ­ л ажд ени я? Для малого самолета, имеющего небольшой радиус действия, мотор воз­ душного охлаждения вполне применим. Для внебазового самолета я считаю более целесообразным применение моторов жид­ костного охлаждения. У них значительно меньше лоб, меньше удельный расход топли­ ва и смазочного, их легче разместить в удо­ влетворительно работающий тэндем. П еревод моторов водяного ох л ажд ени я на и спари тельное (конденсационное), на­ чатый в самолетном институте Аэрофлота и успешно продолжаемый нашими мотори­ стами, дает основание предполагать, что п аровое охлаждени е в ближайшие годы вытеснит радиаторы. Это имеет особое зн а ч е ни е для арктической авиации. Моторы водяного охлаждения к своим преимуще- (Окончание статьи Р. Л. Бартини) ствам добавят-еще: некоторое уменьшение веса, значительное уменьшение лобового сопротивления и, по всей вероятности, ряд эксплуатационных удобств, относящихся к запуску при низких температурах, регули­ ровке температурных режимов в полете и п ланировании. Кроме того наиболее эффек­ тивным и решающим средством против облед енени я является сам конденсатор. Д ерево, дюр ал ь, сталь, альтмаг? Дерево применять для постройки арктического са­ молета нецелесообразно. Дюраль — хорощий строительный материал, но его защита от коррозии требует ухода, не обеспеченного в арктических условиях. Нержавеющая сталь, нашедшая применение в авиации, — вполне обеспечивающий материал для гидросамо- летостроения. Но мне кажется, что легкие сплавы типа альтмаг (магпаллин) найдут широкое применение в постройке лодок. Хорошая устойчивость против коррозии, свариваемость, высокая удельная крепость, большой удельный объем — характеризуют данный высококачественный строительный материал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz