Советская Арктика. 1935, N4.
32 Советская Арктика- 1Q35-M 4 ТИП АРКТИЧЕСКОГО САМОЛЕТА В. Б. Ш АВРО В Конструктор До сих пор ни у нас, ни заграницей не создали специального вида арктического самолета. Парк нашей арктической авиации состоит из нормальных стандартных само летов „ П - 5 “ „ В - 3 3 “, „АНТ -4 “, „АНТ-7“, „Ю-13*, „Ф-13*, „Ю -20“ „У-2", „LLi-2“, Савой, , С - 6 2 “ и яС -5 5 “, „Мі1-1‘ , Дорн ье-Вал ь и других машин. Далеко не все эти самолеты, построенные для различных целей, в своем теперешнем виде соответствуют условиям полярной работы. Количество самолетов, работающих в Арк тике, пока еще измеряется десятками. И хотя с каждым днем растут наши средства и материальные возможности, все же соз давать и пускать в серию специальный арктический самолет, требовавшийся всего в десятках экземпляров, промышленность не могла. Поэтому дело и ограничивалось лишь применением в Арктике более или менее подходящих машин в их обычном виде, или с небольшим дооборудованием. Теперь уже мы вплотную подошли к про мышленной реализации арктического само лета, вернее —■нескольких типов самолетов, специально приспособленных для работы в Арктике. О том, какими должны быть эти само леты, до сих пор еще нет единого мнения, но, по большинству высказанных суждений, нам нужны самолеты для следующих основ ных видов работы в Арктике: 1) ледовая разведка на оольшие расстояния (1000— 2000 км) для определения состояния льдов и проводки кораблей, 2) ближняя ра-ведка с теми же целями на расстояние 500—1000 км. 3) ледовая разведка с корабля или базы (дальность 200—300 км), 4) обслуживание побережья Арктики, полеты вдоль берегов моря и на острова, перевозка людей и гру зов (сюда же примыкает и работа самолетов на линиях, идущих вдоль рек из глубины страны к северному побережью), 5) эпизо дические полеты, спасательные операции. Каждому виду работы соответствуют два- три типа самолеюв, частично, впрочем, пере крывающих друг друга в смежных областях. Количество типов самолетов должно быть, разумеется, наименьшим чтобы была боль шая возможность их серийного выпуска. Из каких же типов самолетов должен состоять наш арктический парк? Нам нужен прежде всего так называемый ,с ам о л ет -т о ч к а“ для разведки с баз на небольшие расстояния. Эго должен быть самолет типа „У-2“, ,Ш -2 ‘, „АИР-6“ и т. п., двух- или трехместный с мотором „М-11“, 110 л. с. и грузоподъемностью 200— —300 кг, самолет сухопутный, на колесном, лыжном и поплавковом шасси или легкая амф ібия, с радиусом действия 400—500 км. Другим необходимым типом является .к о р а б е л ь н ы й разведчик". Больше всего самолет может тут же погибнуть. Потерять свои плавники лоіка может лишь при усло виях, когда уже все потеряно. Кроме этого, проходимость, руление, взлет и посадка менее безопасны, если лодка снабжена плавниками. Мотор в озд ушн о го или жидкостного о х л ажд ени я? Для малого самолета, имеющего небольшой радиус действия, мотор воз душного охлаждения вполне применим. Для внебазового самолета я считаю более целесообразным применение моторов жид костного охлаждения. У них значительно меньше лоб, меньше удельный расход топли ва и смазочного, их легче разместить в удо влетворительно работающий тэндем. П еревод моторов водяного ох л ажд ени я на и спари тельное (конденсационное), на чатый в самолетном институте Аэрофлота и успешно продолжаемый нашими мотори стами, дает основание предполагать, что п аровое охлаждени е в ближайшие годы вытеснит радиаторы. Это имеет особое зн а ч е ни е для арктической авиации. Моторы водяного охлаждения к своим преимуще- (Окончание статьи Р. Л. Бартини) ствам добавят-еще: некоторое уменьшение веса, значительное уменьшение лобового сопротивления и, по всей вероятности, ряд эксплуатационных удобств, относящихся к запуску при низких температурах, регули ровке температурных режимов в полете и п ланировании. Кроме того наиболее эффек тивным и решающим средством против облед енени я является сам конденсатор. Д ерево, дюр ал ь, сталь, альтмаг? Дерево применять для постройки арктического са молета нецелесообразно. Дюраль — хорощий строительный материал, но его защита от коррозии требует ухода, не обеспеченного в арктических условиях. Нержавеющая сталь, нашедшая применение в авиации, — вполне обеспечивающий материал для гидросамо- летостроения. Но мне кажется, что легкие сплавы типа альтмаг (магпаллин) найдут широкое применение в постройке лодок. Хорошая устойчивость против коррозии, свариваемость, высокая удельная крепость, большой удельный объем — характеризуют данный высококачественный строительный материал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz