Советская Арктика. 1935, N4.
Советская Аркт ика-1934-№ 4' Но увеличение радиуса действия самоле тов неизбежно ведет к уменьшению — и весьма значительному — их полезной грузо подъемности. М жду тем, обстановка в годы с тяжелым ледовым режимом властно тре бует от нас, чтобы воздушные суда в макснма іьно-возможной степени зам е н и ли р а б о т у морских судо в : сменяли зимов щиков на далеких полярных станциях, за брасывали на них продовольствие и обору дование, снимали с них заболевших работ ников, увозили промышленную продукцию (пушнину, цветные металлы и ироч.), до самой активноіі помощи застрявшим в тяжелых льдах или аварировавшим морским судам доставки им запасных частей — механизмов, дополнительного продоволь ствия. Здесь мы подходим к мощным дирижаблям, которые безусловно призваны не заменить собою, а дополнить р аб о т у самолетов в тяжелых арктических условиях, благодаря свгей несравненно большей грузоподъем ности, весьма большому радиусу действия и неизмеримо меньшему расходу горючего и мощности мотора на каждую весовую единицу полезной нагрузки и на каждый километр пути. Так, например, дирижабль жесткой системы „Граф Цеппелин", объемом 105 000 куб. м с полной полезной нагрузкой, доходящей у него до 12—15 т, и с 15 учеными (помимо 30 человек команды) на борту после возвращения в Ленинград из 101-ча сового воздушного арктического рейса имел еще на борту запас горючего, достаточный для совершения безостановочного перелета через Атлантический океан из Европы в Северную Америку. Это огромное преимущество дирижабля перед самолетом является результатом того, что он не расходует ни одного грамма горючего на создание подъемной силы, которая создается у него аэростатическим путем, так как он обладает баллонами, наполненными легким газом (водородом или гелием), и вся мощность его моторов рас ходуется лишь на продвижение вперед, тогда как в самолетах, грубо говоря, одна треть мощности моторов расходуется на создание подъемной силы и лишь остаю щиеся две трети идут на продвижение. При этом, с прекращением работы мотора, само лет немедленно, какая бы обстановка ни ожидала его на поверхности земли, неиз бежно должен игти на посадку. Дирижабль же даже при всех остановлен ных моторах остается весьма продолжитель ное время в воздухе, идя с ветром, и ко манда его может заниматься ремонтом мотора, трубопровода и других частей, включительно до замены цилиндров или коленчатого вала на моторе (что уже имело место еще в период мировой войны). Таким образом, мощный д и р иж аб л ь в Арктике в состоянии будет о к а з а т ь большие услуги на хозяйственном фрон те, чем самолет, и в высокой степени дополнит р а б о т у последнего. Например, для непрерывной ледовой разведки при проводке через Карское море морских судов особенное значение может иметь именно мощный дирижабль, который, оста ваясь несколько дней подряд в воздухе и ваясь несколько дней подряд в воздухе и базируясь, например, где-либо глубоко и устье Енисея, непрерывно может давать точнейшие сводки о состоянии льдов Кар ского моря, производя одновременно систе матические наблюдения по аэрологии, гео физике. Для установления же регулярного почто во-пассажирского сообщения через Арктику с Северной Америкой вполне пригоден только дирижабль, даже не самых б о л ьш и х размеров из строившихся до сего времени. Такой дирижабль уже многократно облетай в дальних беспосадочных, недоступных для самолета рейсах, с полной нагрузкой и обеспеченным комфортом для пассажиров и команды. Еще более удобен он для систе матического изучения Арктики с воздуха, о котором мечтал покойный Фритиоф Нан сен. Доказательством этого может служить упомянутый выше рейс большой группы международных ученых на жестком дири жабле „Граф Цеппелин1' в 1; 31 г. Можно смело сказать, что, когда в с т р о й б у д у т введены мощные д и р и ж а б л и ,— на к ар т ах Арктики нг останется более ни одного белого пятна и ни одного неосвоенного уголка. ..Техника во главе с людьми, овладевшими техникой, может и должна дать чудеса“ (Сталин).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz