Советская Арктика. 1935, N4.
28 чал, стоянка и др.). Эти недостатки, кроме того, связаны в той или иной степени с ха рактером использования дирижабля, его назначением и размерами.) II Остановимся на вопросах применения ди рижаблей в Арктике Говоря об этом применении, в основном свои соображения приходится (вследствие отсутствия опыта применения дирижаблей в Арктике) строить на теоретических вычо- дах, которые псе же не расходятся с имею щимся небольшим опытом эксплуатации. Основываясь на этом опыте эксплуатации дирижаблей различных объемов и систем, можно утверждать, что дирижабль наряду с самолетом может и должен сыграть боль шую и почетную роль в научно-хозяйст венном освоении Арктики. Из приведенного выше нам известно, что в противоположность самолету дирижабль может обследовать значительно большую территорию — и обследовать ее не спеша. Грузоподъемность корабля позволяет ему, помимо горючего и команды, взять доста точное число научных специалистов и со ответствующую аппаратуру. Так, на „LZ-127* во время его арктического полета на борту находилось 46 человек, из которых 15 че л о в е к— научных работников. Наряду с применением дирижаблей круп ных кубатур на научно-исследовательских изысканиях в Арктике — они могут быть использованы и для самостоятельных ре гулярных полетов с пассажирами и груза ми в наши отдаленные арктические районы (смена зимовщиков, заброс продовольствия, почты и т. д.). Для этой цели не обязатель но во всех арктических точках, куда будет залетать дирижабль, строить элинги или причальные мачты. Копрос временной сто янки дирижаблей может и должен быть раз решен более упрощенным и дешевым спо собом. Прн наличии в каких-либо арктических районах постоянных баз дирижаблей, не трудно использовать находящиеся там для транспортной работы дирижабли и для спа сательных целей. В этом отношении дири жабль может полностью показать свои преи мущества, как-то: а) большая грузоподъем ность, б) возможность прі изводства посадки па воду, торосистый лед и снег, в) возмож ность полетов в тумане. Дирижабль может применяться и в ледо вой разведке. На разведке могут быть ис пользованы его прекраіные патрулирую щие свойства, возможность полета на одном моторе или выключение последнего и ис пользование попутного ветра (с целью эко номии горючего). Лля наблюдений на дири жабле обеспечены наилучшие условия в смысле удобства обстановки для экипажа, Советская Арктика -1935-№ 4 сравнительного простора и т. д. Эти же свойства могут быть использованы для раз ведки лежбищ морского зіеря. Для ледовой и зверобойной разведки мож но создать ряд постоянных дирижабельных баз и снабжать караваны судов, плавающих по Северному морскому пути, небольшими дирижаблями. Снабжение морских судов маленькими дирижаблями является вполне реальной и ос, шествимой идеей, учитывая размеры морских судов, возможность устройства места стоянки и обслуживания дирижабля (полевая газоустановка, причал и т. д.) на морском судне. Для этой цели лучше всего иметь дирижабль-привязник мягкой систе мы объемом в 750— 1000 м8. Обслуживание и применение такого дирижабля очень про сто и, главное, не потребует никаких аэро дромов, которые не всегда могѵт быть соз даны по условиям плавания. Мне вспоми нается плавание на „Сталинграде” в 1934 г. в Беринговом море, когда создаваемый для взлета самолета (для ледовой разведки) аэро дром буквально трескался на главах, пере мещался, угрожая сохранности машины. Эти затруднения для дирижабля не существуют. Технические требования к системе, харак теру и свойствам дирижабля, могущего быть использованным в Арктике, естественно вы текают из характера его применения. Однако, мы полагаем, что в услокиях Арктики могут быть приіѵенены дирижабли различных объе мов и систем: 1. Мягкие, малого объема, при морских ко раблях для ледовой и зверобойной разведки. 2. Полужесткие и жесткие корабли сред них и больших кубатур для сторожевой и транспортной работы в Арктике. Такие вопросы, как грузоподъемность, по толок, скорость полета и т. д., естественно, конкретизируются тем или иным назначе нием корабля, районом его работы и про тяженностью участка полета. При работе в Арктике больших дирижаб л е й ,— для них 'должны быть созданы базы с соответствующим оборудованием. Для использования дирижаблей в Арктике встает целый ряд еше нерешенных вопросов, как-то: борьба с обледенением, постройка наземного сооружения в районах вечной мерзлоты, вопросы газопитания и т. д. Однако, все эти вопросы не являются не преодолимыми, если над ними будут рабо тать. Взвесив все данные, подтвержденные точными расчетами, характеризующие тот или иной ді рижабль и возможности его применения, — Главсевморпути следует вплотную подойти к опытному примене нию дирижаблей в Арктике. Дирижабли совместно с самолетами и другими видами транспорта ускорят х о зяйственное освоение богатств Советской Арктики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz