Советская Арктика. 1935, N4.

28 чал, стоянка и др.). Эти недостатки, кроме того, связаны в той или иной степени с ха­ рактером использования дирижабля, его назначением и размерами.) II Остановимся на вопросах применения ди­ рижаблей в Арктике Говоря об этом применении, в основном свои соображения приходится (вследствие отсутствия опыта применения дирижаблей в Арктике) строить на теоретических вычо- дах, которые псе же не расходятся с имею­ щимся небольшим опытом эксплуатации. Основываясь на этом опыте эксплуатации дирижаблей различных объемов и систем, можно утверждать, что дирижабль наряду с самолетом может и должен сыграть боль­ шую и почетную роль в научно-хозяйст­ венном освоении Арктики. Из приведенного выше нам известно, что в противоположность самолету дирижабль может обследовать значительно большую территорию — и обследовать ее не спеша. Грузоподъемность корабля позволяет ему, помимо горючего и команды, взять доста­ точное число научных специалистов и со­ ответствующую аппаратуру. Так, на „LZ-127* во время его арктического полета на борту находилось 46 человек, из которых 15 че­ л о в е к— научных работников. Наряду с применением дирижаблей круп­ ных кубатур на научно-исследовательских изысканиях в Арктике — они могут быть использованы и для самостоятельных ре­ гулярных полетов с пассажирами и груза­ ми в наши отдаленные арктические районы (смена зимовщиков, заброс продовольствия, почты и т. д.). Для этой цели не обязатель­ но во всех арктических точках, куда будет залетать дирижабль, строить элинги или причальные мачты. Копрос временной сто­ янки дирижаблей может и должен быть раз­ решен более упрощенным и дешевым спо­ собом. Прн наличии в каких-либо арктических районах постоянных баз дирижаблей, не­ трудно использовать находящиеся там для транспортной работы дирижабли и для спа­ сательных целей. В этом отношении дири­ жабль может полностью показать свои преи­ мущества, как-то: а) большая грузоподъем­ ность, б) возможность прі изводства посадки па воду, торосистый лед и снег, в) возмож­ ность полетов в тумане. Дирижабль может применяться и в ледо­ вой разведке. На разведке могут быть ис­ пользованы его прекраіные патрулирую­ щие свойства, возможность полета на одном моторе или выключение последнего и ис­ пользование попутного ветра (с целью эко­ номии горючего). Лля наблюдений на дири­ жабле обеспечены наилучшие условия в смысле удобства обстановки для экипажа, Советская Арктика -1935-№ 4 сравнительного простора и т. д. Эти же свойства могут быть использованы для раз­ ведки лежбищ морского зіеря. Для ледовой и зверобойной разведки мож­ но создать ряд постоянных дирижабельных баз и снабжать караваны судов, плавающих по Северному морскому пути, небольшими дирижаблями. Снабжение морских судов маленькими дирижаблями является вполне реальной и ос, шествимой идеей, учитывая размеры морских судов, возможность устройства места стоянки и обслуживания дирижабля (полевая газоустановка, причал и т. д.) на морском судне. Для этой цели лучше всего иметь дирижабль-привязник мягкой систе­ мы объемом в 750— 1000 м8. Обслуживание и применение такого дирижабля очень про­ сто и, главное, не потребует никаких аэро­ дромов, которые не всегда могѵт быть соз­ даны по условиям плавания. Мне вспоми­ нается плавание на „Сталинграде” в 1934 г. в Беринговом море, когда создаваемый для взлета самолета (для ледовой разведки) аэро­ дром буквально трескался на главах, пере­ мещался, угрожая сохранности машины. Эти затруднения для дирижабля не существуют. Технические требования к системе, харак­ теру и свойствам дирижабля, могущего быть использованным в Арктике, естественно вы­ текают из характера его применения. Однако, мы полагаем, что в услокиях Арктики могут быть приіѵенены дирижабли различных объе­ мов и систем: 1. Мягкие, малого объема, при морских ко­ раблях для ледовой и зверобойной разведки. 2. Полужесткие и жесткие корабли сред­ них и больших кубатур для сторожевой и транспортной работы в Арктике. Такие вопросы, как грузоподъемность, по­ толок, скорость полета и т. д., естественно, конкретизируются тем или иным назначе­ нием корабля, районом его работы и про­ тяженностью участка полета. При работе в Арктике больших дирижаб­ л е й ,— для них 'должны быть созданы базы с соответствующим оборудованием. Для использования дирижаблей в Арктике встает целый ряд еше нерешенных вопросов, как-то: борьба с обледенением, постройка наземного сооружения в районах вечной мерзлоты, вопросы газопитания и т. д. Однако, все эти вопросы не являются не­ преодолимыми, если над ними будут рабо­ тать. Взвесив все данные, подтвержденные точными расчетами, характеризующие тот или иной ді рижабль и возможности его применения, — Главсевморпути следует вплотную подойти к опытному примене­ нию дирижаблей в Арктике. Дирижабли совместно с самолетами и другими видами транспорта ускорят х о ­ зяйственное освоение богатств Советской Арктики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz