Советская Арктика. 1935, N4.
Советская Арктика • 1935■№ 4 Подвозят стройматериалы ные материалы (металлы, метизы, стекло, голь, войлок и т. п.) доставляются из бли жайших пунктов изготовления по железно дорожным и водным путям сообщения. Особенно сложна доставка в Якутск, где материалы с железнодорожного транспорта перегружаются на автотранспорт для достав ки по тракту Иркутск—Качуг на реку Лену, а’ оттуда баржами перевозятся в Якутск к месту отправки строительной экспедиции. В первый год крупного строительства в Арктику направлялись все строительные материалы, включая песок и глину, так как места постройки были в большинстве не об следованы. В последующие годы — 1L34 и 1935 — был учтен опыт 1933 г. и завозились только тс стройматериалы, каких нельзя получить на месте. На месте установ ки зданий можно найти (правда, не везде и не в полном объеме) местные материа л ы — камень, гравий, песок, глину, ил, плавник и торф , которые могут быть исполь зованы при предварительной их обработке. Рост строительства в Арктике и на Крайнем севере, возведение крупных поселков, предприятий и, местами, городов — выдвигает вопросы использо вания местных стройматериалов на м е сто первоочередных вопросов сегодняш него дня. Б е і грамотного решения этого вопроса вести строительство в ногу с расту щей потребностью не удастся, так как наличный и растущий транспорт все же не в состоянии перебросить такого рода грузы. Особенно заманчивым является использо вание древесины (плавника), вынесенной реками в море и лежащей на береговой черте. При целости древесины плавник го ден для стройработ, но пролежав долгое время на берегу в песке, он не поддается обработке пилой. Песок, заполняя трещины древесины, противодействует массовой продольной распиловке, быстро срабатывая пилы. Поперечная распиловка и обработка топором может быть успешней. Плавник необходимо заготовлять летом и осенью, "кладьівая в штабеля, а перевозить его — в зимний период. Процессы гниения дре весины в Арктике сильно замедлены, и да же в самых неблагоприятных условиях древесина может лежать долгое время. Встречающийся местами торф, — вернее, слежавшийся мох, — может быть использо ван как теплоизолятор, но его использова нию должны предшествовать предваритель ная обработка и сушка. Использование торфа сильно осложняется слабой сушкой, которая может затянуться на долгое время, если предоставить это только естественному обветриванию. Технической мысли ближай ших лет необходимо серьезно заняться ..опросом использования торфа. Это даст большое количество хорошего теплоизоля ционного материала для строительства. Использование песка и глины в комби нации с другими местными материалами представляет также серьезную задачу. Глина встречается в большинстве мест в достаточном количестве. Там, где ее нет, можно использовать ил, а в случае его непригодности или отсутствия — глину не обходимо завозить или со стройдвора или с другой точки района, удаленной от места постройки станции. Песок имеется в ряде мест и в неболь ших количествах может быть собран на бе реговой черте или отсеян от гравия. В слу чае отсутствия таких возможностей, песок должен быть завезен. Камень и гравий имеются в большинстве мест; как строительный материал они сей час мало используются в строительстве по лярных станций. Все местные строительные материалы, как правило, должны быть заранее заготовлены, доставлены, санным или водным путем, и уложены в штабеля в местах, гарантирую щих их от порчи и вымывания весенними водами. На стройдворах и в пунктах отправки арктических экспедиций производится за готовка отдельных частей зданий, которые потом на площадке предварительно соби раются. Возможность боя и потерь при мно гочисленных перегрузках заставляет подго товить запасный материал, который норми рован в следующих пределах: лесные мате риалы — 15%, кирпич — 30%, стекло — 50%, прочие — 10%. Предварительно собранные здания раз мечаются масляной краской, причем каж дому крупному элементу присваивается свой условный номер. Мелкие одноименные части упаковываются проволокой в пачки с указанием их места укладки при сборке. Перед постановкой морского или речно го судна под погрузку отдельные части здания переволятся в порт и укладываются в порядке очередности погрузки. Погрузка на суда производится строго по наме ченной программе верхними частями зда ния вниз: сначала грузится кровля, затем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz