Советская Арктика. 1935, N4.

Советская Арктика • 1935■№ 4 Подвозят стройматериалы ные материалы (металлы, метизы, стекло, голь, войлок и т. п.) доставляются из бли­ жайших пунктов изготовления по железно­ дорожным и водным путям сообщения. Особенно сложна доставка в Якутск, где материалы с железнодорожного транспорта перегружаются на автотранспорт для достав­ ки по тракту Иркутск—Качуг на реку Лену, а’ оттуда баржами перевозятся в Якутск к месту отправки строительной экспедиции. В первый год крупного строительства в Арктику направлялись все строительные материалы, включая песок и глину, так как места постройки были в большинстве не об­ следованы. В последующие годы — 1L34 и 1935 — был учтен опыт 1933 г. и завозились только тс стройматериалы, каких нельзя получить на месте. На месте установ­ ки зданий можно найти (правда, не везде и не в полном объеме) местные материа­ л ы — камень, гравий, песок, глину, ил, плавник и торф , которые могут быть исполь­ зованы при предварительной их обработке. Рост строительства в Арктике и на Крайнем севере, возведение крупных поселков, предприятий и, местами, городов — выдвигает вопросы использо­ вания местных стройматериалов на м е­ сто первоочередных вопросов сегодняш­ него дня. Б е і грамотного решения этого вопроса вести строительство в ногу с расту­ щей потребностью не удастся, так как наличный и растущий транспорт все же не в состоянии перебросить такого рода грузы. Особенно заманчивым является использо­ вание древесины (плавника), вынесенной реками в море и лежащей на береговой черте. При целости древесины плавник го­ ден для стройработ, но пролежав долгое время на берегу в песке, он не поддается обработке пилой. Песок, заполняя трещины древесины, противодействует массовой продольной распиловке, быстро срабатывая пилы. Поперечная распиловка и обработка топором может быть успешней. Плавник необходимо заготовлять летом и осенью, "кладьівая в штабеля, а перевозить его — в зимний период. Процессы гниения дре­ весины в Арктике сильно замедлены, и да­ же в самых неблагоприятных условиях древесина может лежать долгое время. Встречающийся местами торф, — вернее, слежавшийся мох, — может быть использо­ ван как теплоизолятор, но его использова­ нию должны предшествовать предваритель­ ная обработка и сушка. Использование торфа сильно осложняется слабой сушкой, которая может затянуться на долгое время, если предоставить это только естественному обветриванию. Технической мысли ближай­ ших лет необходимо серьезно заняться ..опросом использования торфа. Это даст большое количество хорошего теплоизоля­ ционного материала для строительства. Использование песка и глины в комби­ нации с другими местными материалами представляет также серьезную задачу. Глина встречается в большинстве мест в достаточном количестве. Там, где ее нет, можно использовать ил, а в случае его непригодности или отсутствия — глину не­ обходимо завозить или со стройдвора или с другой точки района, удаленной от места постройки станции. Песок имеется в ряде мест и в неболь­ ших количествах может быть собран на бе­ реговой черте или отсеян от гравия. В слу­ чае отсутствия таких возможностей, песок должен быть завезен. Камень и гравий имеются в большинстве мест; как строительный материал они сей­ час мало используются в строительстве по­ лярных станций. Все местные строительные материалы, как правило, должны быть заранее заготовлены, доставлены, санным или водным путем, и уложены в штабеля в местах, гарантирую­ щих их от порчи и вымывания весенними водами. На стройдворах и в пунктах отправки арктических экспедиций производится за­ готовка отдельных частей зданий, которые потом на площадке предварительно соби­ раются. Возможность боя и потерь при мно­ гочисленных перегрузках заставляет подго­ товить запасный материал, который норми­ рован в следующих пределах: лесные мате­ риалы — 15%, кирпич — 30%, стекло — 50%, прочие — 10%. Предварительно собранные здания раз­ мечаются масляной краской, причем каж­ дому крупному элементу присваивается свой условный номер. Мелкие одноименные части упаковываются проволокой в пачки с указанием их места укладки при сборке. Перед постановкой морского или речно­ го судна под погрузку отдельные части здания переволятся в порт и укладываются в порядке очередности погрузки. Погрузка на суда производится строго по наме­ ченной программе верхними частями зда­ ния вниз: сначала грузится кровля, затем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz