Советская Арктика. 1935, № 3.

Хроника 95 В 1933'34 г. у островов Самуила зимо­ вали корабли первой Ленской экспедиции — .Сталин”, „Правда" и .Володарский". Как настоящие большевики, руководители этой экспедиции тт. Б. Л а в р о в , инженер-ге­ олог У р в а н ц е в и капитаны С м а г и н, Б а л и ц к и й и С е р г е е в превратили вы­ нужденную зимовку в большую и настойчи­ вую работу по изучению островов и всего близлежащего района. Так стихийно, ко по существу очень целесообразно выросла полдрная станция на этих островах. Между островами Самуила и мысом Челюскина начала работать первая в Арктике транс­ На 77° с ев е рной широты В этом году с востока на запад и с за­ пада на восток пойдут вдоль северного по­ бережья нашей родины десятки поляоных кораолей. Б->лынинство из них проплыьет мимо мыса Челюскина и островов Самуила, расположенных в самом сердце Арктики. Природа кик будто нарочно позаботилась пиставить на большой морской дороге в за­ падной части моря Лаптевых шесть низмен­ ных глинисто-песчаньх островов с бухтами, прекрасным обзором далеко к берегу, в океан и отличными каменными вершинами для сигналов кораблям. В середине XVIII ст^летияострова Самуила были открыты северной гидрографической экспедицией и наименованы в честь святого Самуила. 6 островов — 2 крупных и 4 мел­ к и х— расположены на востоке от Таймыр­ ского полуострова, на 107° западной долготы и 77° севернои широты. В 100 километрах (по прямой линии) от островов Самуила поднимается мыс Челюскин, в 30 километ­ рах находится біижчйшая точка материка. Открытые острова вскоре были надолго забыты и. по существу, вторично открыва­ лись в наше время советскими исследовате­ портная линия [вездеходов, красочно ^опи­ санная Н. У р в а н ц е в ы м. Отсюда тт. Л и н- д е л ь и Л а в р о в отправились в полет через мыс Челюскин на Северную Землю, совершив после вынужденной посадки 150-километровый ^марш в труднейших ус­ ловиях. Мы надеемся, что эти славные ^боевые традиции и почетное наименование остро­ вов им. „Комсомольской правды" будут оправданы всем коллективом полярников и,, в первую очередь, комсомольцами-зимовщи- ками островов .Комсомольской правды*. О. Ю. Шмидт лями Арктики. В 193^ г. первая Ленская экспедиция, руководимая тов. Б. Л а в ­ р о в ы м , попала в тяжелые ледовые условияг и вынуждена была стать на зимовку у остро­ вов Самуила. С этого и началось детальное изучение островов, их заселение и исполь­ зование в интересах покорения Арктики. В 1934 г. к островам Самуила ходил .Литке", освобождавший из ледяного плена лесовозы .Сталин*, .Володарский' и „Пра­ вда", на острова прилетали летчик Линдель и др. Вскоре создается небольшая зимовка, явившаяся филиалом полярной станции мыса Челюскина. На островах Самуила по­ являются радио- и метеостанции, выросли жилые постройки. Впервые в условиях Арктики на островах Самуила происходили испытания вездеходов. Ораеноносец, исследователь Арктики, тов. Б. Лавров, зимовавший около года на ост­ ровах Самуила, рассказывает, что .бухты островов создают исключительный отстой для судов. В течение всей зимы па 15 кило­ метров от острова — чистая вода. На боль­ шом перевале вокруг Таймырского полу­ острова эти ocTpjBa являются, пожалуй, единственным пунктом, где возможны спо­ койная зимовка и отстой кораблей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz