Советская Арктика. 1935, № 3.

М. М. Маслов. Выполнение плана первого полугодия 1935 г. S7 Кроме того, со временем должен быть ис­ пользован специфический источник энер­ г и и— сила ветра. Именно в Арктике сосре­ доточены все наиболее мощные, постоянные передвижения воздушныч массивов. Сейчас техническая мысль ра.ірабогала так называе­ мые вегробашни, которые лают возможность использовать энергию ветра безотноситель­ но к направлению этого ветра. Ветробашня переводит направление ветра в вертикальную воздушную струю, которая в свою очередь приводит в движение турбины и даже дает возможность пользоваться генераторами. Но до тех пор, пока эти установки не получат своего применения, основным источ­ ником энергии останется уголь. Вслед за Шпицбергеном угольные базы бѵдуг созданы на Чукотке, на Енисее, на Лене и на Вайгаче. Эти базы создадут пред­ посылки для планового грузооборота. Плано­ вый грузооборот, в свою очередь, вызывает необходимость регулярной навигации. Бесперебойное снабжение топливом могут обеспечить технически совершенные суда — мощные ледоколы. И когда высказывается мысль, что огромный, может быть в 50 тысяч сил, ледокол повезет уголь, то в ответ воз­ никают разговорчики о нерентабельности таких операций. Но экономику нельзя понимать по-торга­ шески. И тем, кто этого не понимает, отве­ тил на совещании тов. Бергавинов: — У нас будут отдельные участки, кото­ рые не будут давать никакой прибыли, но в комплексе, с учетом экономики страны в целом, с учетом неизбежных затрат на проведение национальной политики с учетом международного значения Северного мор­ ского пути, в первую очередь на востоке,— это очень рентабельное дело. Есть замечательная историческая рента­ бельность социализма, ради которой мы боремся и переделываем себя, вместе с той страной, в которой живем. М. М. МАСЛОВ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 1935 ГОДА Работу Главсевморпути за первое полу­ годие 1935 г. можно охарактеризовать сле­ дующим образом. Н а м о р с к о й ф л о т были возложены три основные задачи: а) проведение ледо­ кольной кампании, б) проведение зверобой­ ной кампании и в) подготовка судов к арк­ тическому экспедиционному плаванию. Выполнение программы работ по эксплуа­ тации флота(ледокольная и зверобойная кам­ пании) характеризуется следующей таблицей (без мелких плавсредств): Основные показатели Единица измерения План 1935 г. 1-е полугодие 1935 г. % выполне­ ния годов, плана План Отчет °А вьшол- нения Эксплуатация флота судосуток силосуток 6405 19100 1905 5300 1804 94,6 5213 і'3,0 28,2 32,3 Приведенные цифры показывают, что воз­ ложенные на морской флот задачи по ледо­ кольной и зверобойной кампании в основном в первом полугодии выполнены удовлетво­ рительно. Задача подготовки судов к арктическому экспедиционному плаванию состояла в том, чтобы своевременно произвести необходи­ мый ремонт флота. В ы п о л н е н и е п р о г р а м м ы р е м о н ­ т а ф л о т а можно характеризовать следую­ щим образом: а) капитальный ремонт был произведен ледорезу .Литке" и ледокольному пароходу „Седов", б) всем остальным судам (за исключением ледоколов „Ленин*,,Ермак” и „Давыдов") произведен только текущий ремонт. Сроки выхода судов из ремонта выдержаны, за исключением „Малыгина”, задержавшегося в ремонте из-за отсутствия необходимых материалов. С 1935 г. в арктическом плавании прини­ мают участие 38 судов (без Карских опе­ раций, в которых будут участвовать в этом году 35 самостоятельных судов). План первого полугодия по линии в о з ­ д у ш н о г о ф л о т а перевыполнен по всем основным показателям. В первом полугодии 1935 г. перед П о л я р н ы м у п р а в л е н и е м и его си­ стемой стояли следующие задачи: 1) вы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz