Советская Арктика. 1935, № 3.

86 Советская Арктика • 1935 • Л£ 3 Арктические самолеты будут оборудованы всевозможными контрольными приборами— искусственным горизонтом, вариометром, жирокомпасом и др. С помощью этих при­ боров (которые, кстати сказать, мы уже теперь имеем) можно контролировать полет самолета в любую погоду. Авиационная техника максимально упро­ щает самолеты. Достаточно сравнить совре­ менный двухмоторный самолет с фарманом 1914 года, который нам теперь кажется не­ вероятно сложным. Самолет будущего — это всего лишь летающее крыло с рядом придатков. Лыжи или колеса будут под­ бираться. Таков сухопутный самолет. Но у самолета, пересекающего море, к .летающему крылу" прибавляются детали, которые ему, как кораблю, придадут устой­ чивость. В 1938 г. среди самолетов, летающих в Соьетской Арктике, будет совершенно безо­ пасный двухмоторный пассажирский линей­ ный самолет с моторами мощностью в 700— 10U0 сил и самолет-катапульта, специально для ледоколов. Соответственно развитию авиации улуч­ шатся и условия людей, обслуживающих арктическую авиацию. Через каждые 700 км вырастут теплые ангары, куда смогут войти водитель и его машкна. Обледенение самолетов— явление, которое распространено у нас повсеместно, в силу климатических особенностей страны. Обле­ денение происходит при температуре, близкой к нулю, при переходе из одного слоя в другой. Техническая профилактика предусматривает защиту передней части самолета и приспособления для обогрева критической точки крыла. У нас уже раз­ работана такая конструкция. Кроме того, к числу способов борьбы с обледенением относятся разбрызгивание парафина и специальная окраска. В установлении средств арктических полетов, — подчеркивает т. Шевел ев, — дирижабль не приобретает никакого значе­ ния. Основное преимущество дирижабля, — большой радиус действия и относительная безопасность полета — легко может быть перекрыто последними конструкциями новых самолетов. Арктическая авиация, кроме своего непо­ средственного назначения — служить наи­ более распространенным средством пере­ движения, получает и другую нагрузку. Экскурсирующие разведочные самолеты будут беспрерывно д і в а т ь сведения о ледо­ вом состоянии Арктического бассейна. ★ Как преодолеть льды полярных морей? Как заранее точно знать их состояние? Все ученые-гидрологи единодушные своих выводах: состояние Северного ледовитого о к *а на зависит от состояния Гольф- штрема. Остается только досконально изучить законы течений Гольфштрема, чтобы вручить капитану авторитетную путевку. Чтобы решить эту задачу, направился в высокие широты .С а д к о ”. Тов. У ш а к о в считает, что эта экспедиция должна дать очень многое для изучения морских течений. Уверенно плавать и водить караваны — значит отлично обслуживаться метеостан­ циями и авиацией. Метеорологическое изучение Арктики — это один из путей к разгадке тайн образования климата. Мы не только изменяем земную поверхность, мы хотим изменить и климат. Ъосемь с половиной тысяч километров с юіа на север — это то пространство Советской Страны, на котором умещаются почти все существующие на земле разно­ видности климатов. Мы озабочены климатом завтрашней Арктики, н .0 мы не исходим из тех теоре­ тических чревовещаний, которые гласят, что в конце-концов время вращения земного шара вокруг его оси станет равным времени его обращения вокруг солнца и, следова- тельно-де, идет постепенное волнообразное понижение средней температуры земного шара. Берегитесь, товарищи ленинградцы! Через каких-нибудь 30 тысяч лет в Ленин­ граде будет климат теперешней Новой Земли ... Нет, климат для нас не более, как очередной, хотя и первостепенный объект освоения. Что же касается теории, — то нам нужна в первую очередь та теория, которая предвосхищает и утверждает науку. Гениаль­ ный Леонардо да-Винчи и академик Жу к о в ­ с к и й— люди, никогда не летавшие, создали теорию, вооружившую летающих людей. Галилей бился над вычислением обращения спутников Юпитера, чтобы предоставить таблицы их в распоряжение голландских мореплавателей. Так советские Галилеи сейчас представляют самые последние научные выводы, чтобы облегчить путь советским мореплавателям. При современном состоянии науки и техники проходимость Северного мор­ ского пути, — говорит проф. З у б о в , — буд ет зачастую зависеть не столько от ледоколов, сколько от знания располо­ жения льдов, от знания метеорологи­ ческого, синоптического режима морей. Изучая течение Гольфштрема, надо и зу ­ чить движение льдов. Куда дрейфуют льды? Есть проект посадить на льдину пару гидро­ самолетов с большим запасом горючего и провианта. Известно, что гидросамолеты не нуждаются в большой посадочной площадке. Смельчаки могут оставаться до последней минуты на льдине и проследить ее путь. ★ Когда говорят о транспорте, нельзя обойти вопроса об энергетической базе. Арктика должна иметь свой уголь и свою нефть.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz