Советская Арктика. 1935, № 3.

Р. Б. Кауфман. В згляд в будущее 85 тут в программу своих работ на 1936 г. включил экспедицию на Северный полюс. к Взгляните на карту любого района мира. Там,где хорошоразвиг транспорт,там больше всего культуры, больше всего удобств для человека. Т р а н с п о р т — основной рычаг, кото­ рый дает возможность включить Крайний север в общее советское хозяйство. Любая проблема Арктики упирается в транспорт. Люди, живущие на Севере, должны полу­ чить возможность свободного передвижения. С того момента, как человек начнет пере­ двигаться свободно, не завися от средств пе­ редвижения, быстро поіідет рост заселения края. Выросшая густая сеть зимовок, поляр­ ных станций (эти станции, несомненно, оста­ нутся и в будущем) сможет тргда рассчи­ тывать на частую смену из ближайших рай­ онов. Необжитые пространства Севера будут заселены вместе с организацией постоянного транспорта. Какой способ передвижения станет пре­ обладающим в Арктике? Несомненно ави­ ация. Однако, с заселением северной части материка все более будет ощущаться необ­ ходимость в комбинированных средствах передвижения. Наряду с сообщениями мор­ скими и воздушными необходимы и желез­ ные дороги по меридиану, параллельно вод­ ным магистралям. Эти дороги свяжут Си­ бирскую магистраль с Ледовитым океаном и с новыми поселками по Оби, Енисею, Лене. В дальнейшем меридиональные железнодо­ рожные линии будут соединены широтными линиями и прорежут наши лесные массивы. От климатических особенностей этого огромного края страны находится в зави­ симости р е г у л я р н о с т ь с о о б щ е н и я . Регулярность — вот та задача транспорта Арктики, которая требует своего решения. Авиация в первую очередь будет способ­ ствовать регулярности сообщения и, следо­ вательно, — росту культуры. Скоро в Игарке будут ежедневно получаться московские газеты. К 1938 г. в Ледовитом океане будут крейси­ ровать прекрасные ледоколы. Во много раз увеличится и общее число судов. Это обязы­ вает к соответствующему оборудованию пунктов погрузки и разгрузки. Игарский порт, например, не будет представлять собой обычный порт. Это будет порт высокомеха­ низированный. Загруженный только 2—3 ме­ сяца в году, он за этот короткий период пропустит максимальное число судов. ,, ★ Нетрудно увлечься, говоря о близком будущем Арктики. Фантазия некоторых, называя неслыханные количества самолетов и невиданные системы ледоколов, стыдливо обходит м е с т н ы й т р а н с п о р т , как якобы незначащее, кустарное в условиях развития механизации. Между тем, олений и собачий транспорт получит в 2—3 раза большее применение именно тогда, когда будеглик- видировано арктическое бездорожье. Растущий грузооборот по магистральным трассам разовьет и местные пути сообщения. В Якутии сейчас судоходство существует только на двух реках — Лене и Колыме. Но в ближайшие годы пароходы пойдут по остальным рекам. А грузы пойдут по тем 3-1 притокам, которые имеет каждая река. Грузы необходимо развезти с водных путей. Вот тут-то и потребуются незамени­ мые оленьи и собачьи упряжки. •к Гіце недавно отважные исследователи Арктики плавали на кораблях пассивного действия и думали, что кругом них сплош­ ные торосы. Но с тех пор, как в корабель­ ный журнал истории записан случай, когда старый ледокол „Красин' смог в марте пройти к мысу Желания, — с тех пор родилась уверенность, что в Арктике можно плавать круглый год. Вопрос о к р у г л о г о д о в о й н а в и г а ц и и также дискутировался на совещании. Уже сейчас рост материальной культуры Севера заставляет удлинить сроки навигации. Но надо ли плавать круглый год? Необходимость в таком плавании вызывает резонные сомне­ ния. В тот промежуток времени, который остается пока абсолютно неудобным для на­ вигации, могут быть широко использованы' грузовые вездеходы, дирижабли и самолеты. Зато это в свою очередь вызывает необходи­ мость круглогодовой и даже круглосуточной работы авиации. Возможность такой авиации находит подтверждение уже сейчас. Те новые самолеты, которые мы имеем,— говорит т. Ш е в е л е в , — дают нам техни­ ческую возможность осуществить к р у г л о ­ с у т о ч н ы е п о л е т ы . Остается только изучить трассы для полетов ночью и в любую погоду. При выборе типа мотора бесспорное преимущество надо отдать нефтяному дви­ гателю на тяжелом топливе. Работа такого мотора практически безотказна. Наилучшую гарантию безопасности полета в Арктике даст применение на самолете автожирного ротора. Посадочная скорость автожира — 25—30 км в час. Современный самолет так­ же резко снизил посадочную скорость. При комбинации современного самолета с авто- жирным ротором мы можем получить необ­ ходимый в условиях Арктики быстроходный самолет с посадочной скоростью до о0 км в час. Эти самолеты будут снабжены автопило­ том — железным пилотом, который автома­ тически всегда выправит положение. Пасса­ жир не будет зависеть от физического состояния летчика, а летчик не будет утом­ ляться. Водителю остается только следить по приборам — правильно ли работает авто­ пилот.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz