Советская Арктика. 1935, № 3.
Р. Б. Кауфман. В згляд в будущее 85 тут в программу своих работ на 1936 г. включил экспедицию на Северный полюс. к Взгляните на карту любого района мира. Там,где хорошоразвиг транспорт,там больше всего культуры, больше всего удобств для человека. Т р а н с п о р т — основной рычаг, кото рый дает возможность включить Крайний север в общее советское хозяйство. Любая проблема Арктики упирается в транспорт. Люди, живущие на Севере, должны полу чить возможность свободного передвижения. С того момента, как человек начнет пере двигаться свободно, не завися от средств пе редвижения, быстро поіідет рост заселения края. Выросшая густая сеть зимовок, поляр ных станций (эти станции, несомненно, оста нутся и в будущем) сможет тргда рассчи тывать на частую смену из ближайших рай онов. Необжитые пространства Севера будут заселены вместе с организацией постоянного транспорта. Какой способ передвижения станет пре обладающим в Арктике? Несомненно ави ация. Однако, с заселением северной части материка все более будет ощущаться необ ходимость в комбинированных средствах передвижения. Наряду с сообщениями мор скими и воздушными необходимы и желез ные дороги по меридиану, параллельно вод ным магистралям. Эти дороги свяжут Си бирскую магистраль с Ледовитым океаном и с новыми поселками по Оби, Енисею, Лене. В дальнейшем меридиональные железнодо рожные линии будут соединены широтными линиями и прорежут наши лесные массивы. От климатических особенностей этого огромного края страны находится в зави симости р е г у л я р н о с т ь с о о б щ е н и я . Регулярность — вот та задача транспорта Арктики, которая требует своего решения. Авиация в первую очередь будет способ ствовать регулярности сообщения и, следо вательно, — росту культуры. Скоро в Игарке будут ежедневно получаться московские газеты. К 1938 г. в Ледовитом океане будут крейси ровать прекрасные ледоколы. Во много раз увеличится и общее число судов. Это обязы вает к соответствующему оборудованию пунктов погрузки и разгрузки. Игарский порт, например, не будет представлять собой обычный порт. Это будет порт высокомеха низированный. Загруженный только 2—3 ме сяца в году, он за этот короткий период пропустит максимальное число судов. ,, ★ Нетрудно увлечься, говоря о близком будущем Арктики. Фантазия некоторых, называя неслыханные количества самолетов и невиданные системы ледоколов, стыдливо обходит м е с т н ы й т р а н с п о р т , как якобы незначащее, кустарное в условиях развития механизации. Между тем, олений и собачий транспорт получит в 2—3 раза большее применение именно тогда, когда будеглик- видировано арктическое бездорожье. Растущий грузооборот по магистральным трассам разовьет и местные пути сообщения. В Якутии сейчас судоходство существует только на двух реках — Лене и Колыме. Но в ближайшие годы пароходы пойдут по остальным рекам. А грузы пойдут по тем 3-1 притокам, которые имеет каждая река. Грузы необходимо развезти с водных путей. Вот тут-то и потребуются незамени мые оленьи и собачьи упряжки. •к Гіце недавно отважные исследователи Арктики плавали на кораблях пассивного действия и думали, что кругом них сплош ные торосы. Но с тех пор, как в корабель ный журнал истории записан случай, когда старый ледокол „Красин' смог в марте пройти к мысу Желания, — с тех пор родилась уверенность, что в Арктике можно плавать круглый год. Вопрос о к р у г л о г о д о в о й н а в и г а ц и и также дискутировался на совещании. Уже сейчас рост материальной культуры Севера заставляет удлинить сроки навигации. Но надо ли плавать круглый год? Необходимость в таком плавании вызывает резонные сомне ния. В тот промежуток времени, который остается пока абсолютно неудобным для на вигации, могут быть широко использованы' грузовые вездеходы, дирижабли и самолеты. Зато это в свою очередь вызывает необходи мость круглогодовой и даже круглосуточной работы авиации. Возможность такой авиации находит подтверждение уже сейчас. Те новые самолеты, которые мы имеем,— говорит т. Ш е в е л е в , — дают нам техни ческую возможность осуществить к р у г л о с у т о ч н ы е п о л е т ы . Остается только изучить трассы для полетов ночью и в любую погоду. При выборе типа мотора бесспорное преимущество надо отдать нефтяному дви гателю на тяжелом топливе. Работа такого мотора практически безотказна. Наилучшую гарантию безопасности полета в Арктике даст применение на самолете автожирного ротора. Посадочная скорость автожира — 25—30 км в час. Современный самолет так же резко снизил посадочную скорость. При комбинации современного самолета с авто- жирным ротором мы можем получить необ ходимый в условиях Арктики быстроходный самолет с посадочной скоростью до о0 км в час. Эти самолеты будут снабжены автопило том — железным пилотом, который автома тически всегда выправит положение. Пасса жир не будет зависеть от физического состояния летчика, а летчик не будет утом ляться. Водителю остается только следить по приборам — правильно ли работает авто пилот.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz