Советская Арктика. 1935, № 3.

В . Ю. Визе. Ледовые прогнозы для арктических морей 27 Для того чтобы получить необходимый прогностический материал, следует: 1) организовать и в других арктических морях СССР, помимо Баренцева моря, регулярные, из года в год повторяющиеся гидрологиче­ ские разрезы по определенным линиям и 2) производить систематическое картирование льдов как при помощи специальных судов, так и при помощи самолетов. Даже для наиболее изученного арктического моря — Баренцова — данные о ледовом режиме весьма скудны. Это объясняется тем, что наблюдения над льдами собирались случайно; так, например, сведениями о распределении льдов в Баренцовом море мы обязаны главным образом норвежским промысловым судам. Тому, кому прихо­ дилось рассматривать ледовые карты Датского метеорологического института (до настоящего времени являющиеся лучшим материалом для изучения ледового режима Баренцова моря), хорошо известно, что сплошь и рядом не только отдельные участки Баренцова моря, но и все это море представлено в виде белого пятна. Научное предсказание п о г о ды стало возможным лишь после того, как был собран достаточный материал наблюдений в виде так называе­ мых с и н о п т и ч е с к и х ка рт . Изучение этих карт и позволило выяс­ нить все те закономерности, — начиная от движения циклонов и анти­ циклонов и кончая выводами норвежской школы,—которые лежат в основе работ современных служб погоды. С л у ж б а л е д о в ы х п р о г н о з о в точно также сможет развиваться только при наличии материала наблю­ дений высокого качества. Этот материал должен быть за достаточное число лет. Таким материалом для Северного морского пути мы еще не обладаем. Желая двинуть вперед дело ледовой прогностики, необходимо прежде всего озаботиться о получении этих данных. Учет с о с т о я н и я а т м о с ф е р ы (главным образом — давления и температуры воздуха) за время, предшествующее тому, для которого дается прогноз, совершенно необходим при составлении ледового про­ гноза для любого арктического моря. Исследования, произведенные по ледовому режиму Баренцова и Карского морей, показывают, что этот фактор среди других факторов, определяющих состояние льдов, имеет исключительно большое значение. Для того чтобы вывести зако­ номерности воздействия предшествующих атмосферных условий на состояние льдов, необходимо располагать данными о состоянии атмо­ сферы. Эти данные в основном сводятся к к а р т а м и з о б а р и и з о ­ т е рм , а также— к соответствующим к а р т а м и з а н о м а л . До послед­ него времени карты, характеризующие состояние атмосферы над аркти­ ческими морями и над прилегающими частями континентов, можно было получить только для области, лежащей к западу от меридиана острова Диксон. Лишь в самые последние годы сеть наших полярных станций обняла всю Советскую Арктику. Сопоставление карт состояния атмосферы с картами состояния льдов позволило вывести для Баренцова моря—и отчасти для Карского—закономерности, весьма важные для предвидения ледовых условий. Для наших восточных арктических морей (Лаптевых, Восточно­ сибирского и Чукотского) такие закономерности, за недостатком ма­ териала, вывести еще нельзя, хотя кое-что в этом направлении уже намечается. Весьма затрудняет использование состояния атмосферы для ледовой прогностики то обстоятельство, что необходимо знать не столько абсолютные значения элементов (давления, температуры), сколько их а н о м а л и и , т. е. отклонения от среднего многолетнего значения. Если, например, ледовому прогностику будет сообщено, что на полярной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz