Советская Арктика. 1935, № 3.
22 Советская Арктика • 1935 •Л? 3 чалами, чрезвычайно неудобным» в эксплуа тации и требовавшими больших ежегодных расходов на ремонт, восстановление, отстаи вание от ледохода. Все эти факторы, без сомнения, задерживали рост лесоэкспорта и развитие карских операций. Решение ЦК ІіКП(б) и СНК о Главсевмор- путп обязало произвести реконструкцию Игарского порта к 1937 г. Выполняя это решение. Главсевморпуть начал с осени 1934 г. капитальное строительство порта в Игарке. Проектирование портовых сооружений началось с февраля 1934г. Имелось несколько вариантов расположения и типов сооруже ний. Но был взят за основу свайно-реечный тип конструкции причалов, предложенный автором этих строк. Основные преимуще ства осуществляемого типа — небольшая стоимость, возможность для строитель ства использовать отходы лесопильного производства и возможность осуще ствления б ез завоза сложного о б ор у д о вания. Производство работ было поручено Севенстрою (конторе Северо-Гнисейского строительства). Специальный портовый строительный участок (Портострой) приступил к работам в ноябре Н-34 г. Тогда же была начата забивка свай, заготовка камня и проч. Дело осложнялось тем, что не было про ведено достаточной подготовки к строитель ству. Нехватало материалов, оборудования, инструмента и в особенности — спецобуви. II Построенная в Игарке набережная со стоит из двух свайных рядов, промежу точных вертикальных и наклонных сваіі, забитых в шахматном порядке через 2 м. На сваях вырублен бревенчатый ряж, запол ненный камнем. За этоіі свайно-ряжевой оторочкой создается территория из лесоот- ходов. Так как в Игарке во время весеннего паводка вода поднимается на 19—20 м, то во избежание всплывания и уноса вся территория причалов пригрѵжена грунтом и камнем. Верх причалов имеет высоту над нулевым горизонтом воды в 3,60 м. Эта высота была выбрана с тем, чтобы, с одной стороны, можно было бы удачно пользоваться прича лами в период погрузки карских сѵ, ов, а с другой стороны—чтобы причалы не могли бы быть повреждены льдом. Как показал ледоход 1935 г., лед проходит значительно выше отметки причалов. Об этом также говорят наблюдения над ледоходом за 5 предыдущих лет. Забивку свай пришлось вести прямо со льда. Для этого пробивали майны при тол щине льда до 2 м. Часто сверх льда высту пала вода слоем до одного метра, и работать приходилось по колена в замерзающей воде. Все же работы шли непрерывно круглые сутки, не прекращаясь и в 45-градусные морозы. Для забивки наклонных свай пришлось сконструировать и построить специальный наклонный копер, который забивал сваи с уклоном 2,5:1. Пар для работы копров мы получали от локомобиля — первенца Игарки, дававшего в 1929 г. энергию для первой лесопильной рамы. Перевыполнение первоначального плана но свайным работам в ноябре-декабре 1931 г. дало возможность поставить вопрос о дополнительной постройке третьего причала. Для приема судов Карской экспе диции 1935 г. в Игарском порту требовалось наличие 8 причалов. Имелось же 5 времен ных, строилось два постоянных. Необходимо было построить еще один причал. Постройка временного причала обошлась бы столько же, сколько и постоянного, с той разницей, что временный причал амортизируется в игарских условиях в 3 - 4 года. Поэтому вполне правильным было решение Главсев- морпути о строительстве третьего постоян ного причала. Свайные работы по третьему причалу были закончены в начале марта 1935 г. Всего по трем причалам было забито 2083 шт. свай длиной от 6 до 17 м. Чувствовавшийся первоначально недоста ток в плотниках был восполнен переброской их с других объектов. С января 1935 года удалось быстро двинуть работы по верхнему строению. Правда, и в этой работе нам сильно мешали наледи (выступавшая вода), значение которых строительство вначале недооценило и дорого за это расплачивалось. Всего было вырублено около 4000 куб. м ряжевых надстроек. Для загрузки в территорию лесоотходов (рейки) мы применили следующий способ: сначала выкалывали лед, оставляя его на толщину 25—30 см, потом на этот тонкий слой загружали рейку и уже при загрузке достаточной толщины слоя прокалывали вокруг майну и производили дальнейшее затопление. Выколка льда сама по себе — крупная работа. Всего за зиму было выколото и вывезено 22 500 кубометров льда. Рейку для строительства в достаточном количестве давали работавшие лесопильные заводы. Несмотря на ряд остановок послед них, мы к сроку закончили эту работу. Сравнительно небольшие по объему зем ляные работы (около 8000 кубометров) надо было сделать за короткий срок: часть марта и апрель. Трудность этой работы усложня лась тем, что почти везде в районе строитель ства была вечная мерзлота, при отсутствии у нас взрывматерпалов. Мы перебросили на земляные работы рабочих других спе циальностей с тем, чтобы не сорвать сроков, и это нам полностью удалось. Одной из решающих работ была работа по загрузке камня. Камень, во-первых, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz