Советская Арктика. 1935, № 2.

92 « Х а р ь к о в . Дворец пио­ неров. Юным исследователям Арктики. 26 февраля, впервые после полярной ночи, увидели солнце. С 9 по 26 убили трех медведей. Поймали двух медвежат. Одного закрепили за вами. Начали при­ летать птицы. Весь коллектив бодр, ве­ сел. Сделан первый полет самолета над бухтой. Погода прекрасная. Мороз 25— 30 градусов. Шлем приветы. Поздравляем с наступающим праздником трудящихся женщин. Особый привет от наших жен- щин-полярниц. Желаем успеха в вашей учебе, работе. ГІо поручению зимовщиков Б и т :р и х». Приводим ответ: « Б у х т а Т и х а я (3. Франца-Иосифа). Собрание юных исследователей Арк­ тики трех городов — Киева, Харькова, Днепропетровска, собравшись для об­ мена опытом работы, приветствует др у ­ зей — отважных полярников. Клубы, кружки юных исследователей Арктики организуются по всему Союзу. С пио­ нерской настойчивостью будем стре­ миться к созданию юной смены поляр­ никам. Ждем дальнейшей связи. Провели встречу с работниками Зоопарка. До г о ­ ворились о месте, где будет помещен ваш подарок — медвежонок. Место под­ готовили. Сообщайте об экспедициях, о медвежонке. Клуб юных исследователей Арктики». Харьковские юные арктикистьі свя­ заны не только с бухтой Тикси. До во ­ льно правильная связь налажена и с островом Диксон, и с мысом Желания, с мысом Челюскин, зимовкой на о. Уеди­ нения. Связь настолько прочна, что ре­ бята вступили в шахматное состязание по радио с зимовщиками мысов Жел а­ ния и Челюскин. Пока сделано 17 ходов. С. А. Бергавинов подарил юным ис­ следователям Арктики 4 живых тюленей. Этих тюленей поймали зверобои весной в Белом море. Зверей привезли в Харьков и поме­ стили в большой бассейн в зоологиче­ ском саду. Каждый из четырех получил имя: М а л ы ш , Л е о п а р д , Л е в а , М и ш а . Вскоре ребята приручили тюленей, и те­ перь они принимают пищу из рук, идут на зов, играют с юными зоологами. Почин харьковских юных «аркти- кистов» не мог остаться без подражания. Возникли такие же клубы в Киеве, Дн е­ пропетровске. В Москве организован пока кружок, есть слухи о том, что ле­ нинградские, даже мурманские ребята собираются последовать примеру харь­ ковских. На Украине дело поставлено настолько широко, что в ряде школ Советская Арктика •ІЭЗЬ-Лі 2 местностей, где нет еще клубов, в том числе и в сельских школах, возникли кружки юных исследователей Арктики. Возникает несказанный, неписанный ко­ декс высококультурных и героических арктических традиций. Появились новые, своеобразные фор­ мы массовой «арктической» работы, где учеба сочетается с занимательностью, где организационные навыки, так необ­ ходимые подлинному полярнику, приви­ ваются ребятам уже с первых «поляр­ ных» шагов. В первую очередь к таким формам нужно отнести интереснейшую игру в «Юных полярных Робинзонов», сочиненную все тем же Трублаини. Игра построена на основе подлинных истори­ ческих фактов из эпохи «Челюскина». Ребята, в зависимости от квалификации и склонностей, вступают в авиационные отряды, в корабельные команды .. . Ка­ ждый занят своим спасательным делом, но ведет свою работу сознательно, при­ меняясь к общей задаче. Попутно ре­ бята пополняют свои знания. Игра ве­ дется так, будто материальная часть уже находится в распоряжении юных «арктикистов». Нечего и говорить о том, насколько сильным организующим фа­ ктором является эта игра, какую роль играет она в повышении общей успе­ ваемости ученика, в усилении дисци­ плины среди школьников. Помимо всего, подобные игры как бы приближают к нам Арктику, пропагандируют и по­ пуляризируют работу по ее освоению среди нашей смены. Ни одна страна не знает подобной юношеской организации. В какой еше стране, кроме нашего Великого Союза, мыслимо такое движение?! Я. И. Кальницхий В Москве Около двух лет географическому кружку п,р« 28 школе Октябрьского ОНО. С момента возникновения его и в продолжение всего существования кружок изучает Советскую Арктику.. Его история заслуживает внимания. Интересами Севера школьники жили еще в 1932 г. Учащимися руководили не только чувства симпатии к загадочному и неизвестному, к романтике Севера, но и ясно сознаваемое значение этого уча­ стка социалистического строительства. Первые горячие собрания дали уста­ новку: максимальную свободу выбора тем каждому члену кружка, строгое (по расписанию) реферирование членами кружка прочтенных ими книг о Север? и консультация со стороны компетент­ ных работников-североведов. Установи­ лась связь с северными учреждениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz