Советская Арктика. 1935, № 2.
По-большевистски изучать Арктику 7 опорочить значение Севморпути для решения транспортных проблем Азиатского побережья Союза и в первую очередь — Якутской ССР. И. Ф. Молодых, говоря о снабжении Колымско-Индигирского края, пишет: « . . .Н е о б х о д им о коренное изменение в направлении основ ного і рузопотока в м е с т о с е в е р н о г о н а ю ж н о е . Вместо имею щегося ныне исключительного снабжения населения Северным морским путем, желательно направить основной грузопоток с побережья Охот ского моря в верхний судоходный участок реки Колымы» .. . Более ра з вязно и менее доказательно то же самое пишет автор скандальных «Записок гидрографа»: «Северный морской путь в Колыму станет дей ствительно т о л ь к о з а п а с н ы м путем, только участком большого транзита Архангельск—Владивосток». Молодых и Абрамович-Блэк имели своих предшественников. Еще до организации Главсевморпути проф. Воблый и художник Борисов в течение целого десятилетия вели упорную борьбу против Севморпути. Они противопоставляли этому пути фантастический проект постройки полярной железнодорожной магистрали от Котласа с выходом в Охо т ское море и в Берингов пролив. Эта магистраль, если б она и была построена, совершенно не разрешала бы задачи вывоза из бассейнов северных рек леса, руд и т. д., которые имеют и могут иметь выход только по Северному морскому пути. После победных рейсов «Сибирякова», «Челюскина» и «Литке» подобные мнения стыдятся уже высказывать вслух, но такие взгляды и вредные тенденции еще существуют. С ними мы должны и будем вести упорную и жестокую борьбу. Взгляды на нерентабельность Севморпути связаны с разговорами о якобы невозможности даже в будущем продлить навигационный пе риод в северных морях и невозможности организовать круглогодовые полеты. Эти люди выражают сомнение в возможности по-большевистски преодолевать суровые условия арктической природы. Этот так называе мый «полярный скепсис» имеет своей идеологической основой буржуаз ную теорию «географической среды». Сторонники этой теории рассма тривают географическую среду, природу-— статически. Для них геогра фическая среда — вечна, неизменна. Они не учитывают того, что благо даря коллективным усилиям людей, в условиях диктатуры пролетариата, возможно изменять неблагоприятные природные условия в сторону, благоприятствующую социалистическому развитию. Сторонников этих буржуа^йых теорий тов. С т а л и н разгромил, когда он в своем докладе на XVII партсъезде заявил: «Следует, прежде всего, иметь в виду, что старое деление наших областей на промышленные и аграрные уже и з жило себя. Нет у нас больше областей исключительно аграрных. . . р а з витие ведет к тому, что все области становятся у нас более или менее промышленными, и чем дальше, тем больше они будут становиться промышленными». То, что казалось непреодолимым буржуазным специалистам и уче ным, — реализуется благодаря творческой энергии миллионов трудя щихся Советского Союза. И Арктика создаст свою продовольственную базу. Благодаря развитию техники и самоотверженной работе советских полярников — и льды полярных морей будут преодолены.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz