Советская Арктика. 1935, № 2.

so Советская Аркт и к а • 1935 ■М 2 его был не на остров Врангеля, и в третьих — остров Врангеля есть остров Врангеля, а не остров Давыдова. Подоб­ ные ляпсусы не единичны. Ле-Мю;р не заостряет вопроса на ос­ новной и, пожалуй, наиболее трудной задаче организации потока обратных гру­ зов из Якутии и ограничивается только общим замечанием, что Ленский бас­ сейн «уже сейчас стал источником снаб­ жения» разнообразными грузами как се­ верных рек, так и самого Севморпути. В другом месте (стр. 45) тот же автор говорит о проблеме обратных грузов, как о «трудной пока задаче». Ясных перспек- тив решения вопроса в статье нет. В то же время эта проблема является акту­ альнейшей частью всего комплекса во­ просов якутского участка Северного мор­ ского пути. Северному морскому пути посвящены две статьи: Н. А. Дудковский «Ленский поход ГУСМП и задачи Якутсевпути на 1935 год» (№ 9—10) и Ле-Мюр «Проблемы каботажного плавания в ѵ.оре Лаптевых» (№ 5). Этот материал значительно ценнее первой статьи. Особенно интересна статья Ле-Мюра. В отличие от первой своей статьи Ле-Мюр тут сумел развернуть и остро поставить основные вопросы (типы судов, кадры, организационные вопросы) развертывания каботажного плавания в море Лаптевых, обнаружив солидное зна­ ние этих проблем. Отметим лишь одно ошибочное место: автоір рассчитывает, что Колымский бассейн «в ближайшие же годы может снабжать ближайшие районы побережья местными материалами в виде готовых строений, лесоматериалов, тары» (стр. 59). Лесные ресурсы Колымского бас­ сейна, как известно, весьма ограничены. Им бы справиться с удовлетворением по­ требностей развивающегося Колымского промышленного узла. О вывозе леса с Колымы не может быть и речи. Автогужевой транспорт, имеющий весьма значительный удельный вес и значение в народном хозяйстве ЯАССР, освещен двумя статьями (Мих. Кротов «За реконструкцию гужа и ликвидацию бездорожья», № 3, и А. Марголин—«Важ­ нейшие задачи зимних гужеперевозок», № 8 ). В обеих этих статьях материал подан не плохо, с достаточной остротой. Кротов говорит о забытом участке до­ рожного транспорта — о проблеме по­ движного состава, совершенно справедли­ во указывая, что «проблему дороги и подвижного состава нужно разрешать одновременно». Несмотря на ряд неплохих и нужных материалов журнал все-таки не охватил полностью всего круга транспортных проблем (дорожное строительство, ва­ рианты и очередность отдельных дорож ­ ных трасс). II Вопросы сельского хозяйства осве­ щены в журнале полнее других, почти в каждой книжке журнала, и, пожалуй, даже до некоторой степени в ущерб дру­ гим отраслям хозяйства. В этом разделе журнала мы имеем, с одной стороны, статьи общего установочного характера, выдвигающие задачи сельскохозяйствен­ ного производства Якутии. К ним относим статьи П. Певзняк «Очередные задачи сельского хозяйства ЯАССР» (№ 3) и С. Аржакова — «Предварительные итоги сева 1934 г. и задачи уборочной» (№ 5), его же — «О развитии животноводства ЯАССР» (№ 11—12) и др. С другой стороны, в журнале поме­ щены статьи по технике сельскохозяй­ ственного производства в суровых при­ родных условиях Якутии. Отметим инте­ ресную статью агронома Л. Сабуняк — «Опыт башенного силосования кормов» (№ 4). Автор рассказывает о проделан­ ном им удачном опыте в Мег.-Кангалас ском районе по выработке типа силос­ ной башни, «который бы в условиях Яку­ тии отвечал основным требованиям» <не- промерзаемость, доступность круглый год и др.). В той же книжке помещена интерес­ ная статья «Опыты с разведением кар­ тофеля на Алдане» (Плесецкий), знако­ мящая с работой Алданской комплексной сельскохозяйственной станции по карто­ фелю. Культура картофеля в ряде райо­ нов ЯАССР только начинает проникать, и агротехнические приемы его возделы­ вания (тем более в местных условиях), нуждаются в освещении. Укажем еще на показ работы отдельных районов: в №№ 9—10 помещены отчеты Усть-Алдан- ского района о развитии животноводства (Барашков) и о животноводстве Алдан­ ского района (Иванов). Есть и неудачные статьи. Наименее удачной нам представляется статья Н. Астрова (в № 6—7) «Использование химического тумана как мера против за- морозков». Автор расплывается и рассуждает о земледелии Крайнего севера вообще- Собственно «химическому туману» отвг- дено всего ІУа страницы из 7. Такая статья, с одной стороны, не дает доста­ точного теоретического обзора проблемы борьбы с заморозками (вопрос об эпизо­ дических поздних, весенних и летних за­ морозках для севера Якутии —- районы Оймекон, Мома, Сеймчан и д р .— чрезвы­ чайно важный. Земледелие в указанных районах сильно страдает от в н е зап ны х заморозков). С другой стороны — она не вооружает необходимыми указаниями. Выше качеством вторая статья того же автора «Яровизация овощных культур

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz