Советская Арктика. 1935, № 2.
В. П. Дідьікин. Не забывать о транспорте 79 не изучены. Широкая геологическая раз ведка ископаемых несомненно обогатит Советский Союз новыми запасами олова, цинка, угля, вольфрама, меди, мышьяка. В плане работ 1934 г. геологоразведка — наиболее важное звено. Второе место по своему удельному весу занимает транспорт. Т р а н с п о р т н а я п р о б л е м а — к р у п н е й ш и й в о п р о с Я к у т с к о й р е с п у б л и к и . Якутия все еще «славится» своим бездо рожьем. Без разрешения вопроса транс порта — дальнейшее развитие Якутии бу дет сильно затруднено. Одновременно с повестки дня якут ского народного хозяйства не сходят во просы создания продовольственной сель скохозяйственной базы, разведения ого родов, роста животноводства, социалисти ческой переделки всего сельскохозяй ственного производства. Среди промыслов распублики первое место занимает пушной промысел, играю щий во всесоюзном пушном балансе весь ма значительную роль. Огромное значение имеют проблемы дальнейшего национального и культур ного роста тоудящегося населения ЯАССР. Задачи, стоящие перед Советской Яку тией, разумеется должны найти отраже ние в руководящем органе правительства ЯАССР. Сумел ли журнал охватить узло вые вопросы, стоящие перед республикой, и с достаточной полнотой осветить их на своих страницах? Уже одно тематическое распределение материала убеждает, что ж у р н а л н е о к а з а л с я н а в ы с о т е с в о и х з а д а ч . Из 57 статей (в том числе постановле ния, некрологи, библиография), помещен ных за год, — транспорту посвящено—5, пушному делу — 4. Г е о л о г о р а з в е д - к е—н и о д н о й . П р о м ы ш л е н н о с т и т а к ж е н и о д н о й . Журнал отягощен стенограммами докладов (№ 11— 12 цели ком, № 6 —7 и др.) и статьями обзорного характера. Читая журнал, чувствуется, что на печатанный материал случаен, самотечен. Организующего начала редакции в тема тическом распределении материала, в со ответствии с актуальностью темы, не чув ствуется. Если б журнал организовал свою работу, вопросы промышленности Якутии не могли не быть в нем освещены. И золотодобыча нашла бы тогда себе место, и местная и кооперативно-кустар- Кая промышленность, играющая в эко номике республики значительную роль и иа сегодня «не справляющаяся с поста вленными перед ней задачами», так же оьіла бы отражена. Сельскохозяйственные вопросы зато Доминируют в журнале. Им посвящены 14 статей. Очевидно, редакция пошла по линии наименьшего сопротивления; по вопросам сельского хозяйства легче найти автора. Редакция не сумела ухватиться за ос новные задачи ЯАССР. Редакция не су мела увязывать народнохозяйственные задачи республиканского масштаба с х о зяйством Советского Союза, некоторый провинциализм так и сквозит со страниц журнала. Единственная (во всем годовом ком плекте журнала) попытка подойти к во просам научно- исследовательской работы сделана в №№ 6 —7. В этих номерах на печатана статья X. П. Шараборина «На- учно-исследовательская работа Академии Наук». Но, поместив лишь половину ее, редакция обещала дать ее «окончание» в следующем номере. До сих пор это ее обещание не выполнено. Мы говорили, что статей по промыш ленности нет. Три статьи, имеющиеся в журнале и объединенные заголовком— «Промышленность», посвящены исключи тельно строительству. Задержимся на статье А. Москвина «О новых строительных материалах». Статья печатается вторично (см. «С. Я-» №№ 11—12 за 1933 год), чем редакция «подчеркивает серьезное значение во проса о новых строительных материалах и необходимость усиления пропаганды за них на страницах печати» (стр. 69). Спору нет. Вопрос о новых материалах в строительстве чрезвычайно актуален. Статья написана не плохо и дает кон кретные рецепты, как применять в строи тельстве камышит, самап. Но двукратное печатание одной и той же статьи иллю стрирует неумение редакции привлечь к участию в журнале более широкие круги работников строительства. Что дано журналом по цроблемам транспорта? — В № 1—2 напечатана до вольно пространная статья Jle-Мюр «Ве ликий Северный морской путь». Автор рассказывает в ней о проблеме и истории «почти пятисотлетней упорной борьбы за освоение Северного морского пути». По следние полторы страницы посвящаются задачам, стоящим перед Якутсеверпутем. Статья излагает историю плавания по полярным морям, которая, правда, уже достаточное число раз освещалась в кни гах и журналах, но для якутского чита теля все же представляет несомненный интерес. Иногда формулировка искажает факты и по-своему перекраивает географию, на пример: «Ледорез «Челюскин» также в одну навигацию проделал тяжелый слож ный и трудный рейс из Ленинграда на остров Давыдова (Врангеля)» (№ 31). Во-первых, «Челюскин» не ледорез, а ледокольный пароход, во-вторых — рейс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz