Советская Арктика. 1935, № 2.

В. П. Дідьікин. Не забывать о транспорте 79 не изучены. Широкая геологическая раз­ ведка ископаемых несомненно обогатит Советский Союз новыми запасами олова, цинка, угля, вольфрама, меди, мышьяка. В плане работ 1934 г. геологоразведка — наиболее важное звено. Второе место по своему удельному весу занимает транспорт. Т р а н с п о р т ­ н а я п р о б л е м а — к р у п н е й ш и й в о п р о с Я к у т с к о й р е с п у б л и к и . Якутия все еще «славится» своим бездо­ рожьем. Без разрешения вопроса транс­ порта — дальнейшее развитие Якутии бу­ дет сильно затруднено. Одновременно с повестки дня якут­ ского народного хозяйства не сходят во­ просы создания продовольственной сель­ скохозяйственной базы, разведения ого­ родов, роста животноводства, социалисти­ ческой переделки всего сельскохозяй­ ственного производства. Среди промыслов распублики первое место занимает пушной промысел, играю­ щий во всесоюзном пушном балансе весь­ ма значительную роль. Огромное значение имеют проблемы дальнейшего национального и культур­ ного роста тоудящегося населения ЯАССР. Задачи, стоящие перед Советской Яку­ тией, разумеется должны найти отраже­ ние в руководящем органе правительства ЯАССР. Сумел ли журнал охватить узло­ вые вопросы, стоящие перед республикой, и с достаточной полнотой осветить их на своих страницах? Уже одно тематическое распределение материала убеждает, что ж у р н а л н е о к а з а л с я н а в ы с о т е с в о и х з а д а ч . Из 57 статей (в том числе постановле­ ния, некрологи, библиография), помещен­ ных за год, — транспорту посвящено—5, пушному делу — 4. Г е о л о г о р а з в е д - к е—н и о д н о й . П р о м ы ш л е н н о с т и т а к ж е н и о д н о й . Журнал отягощен стенограммами докладов (№ 11— 12 цели­ ком, № 6 —7 и др.) и статьями обзорного характера. Читая журнал, чувствуется, что на­ печатанный материал случаен, самотечен. Организующего начала редакции в тема­ тическом распределении материала, в со­ ответствии с актуальностью темы, не чув­ ствуется. Если б журнал организовал свою работу, вопросы промышленности Якутии не могли не быть в нем освещены. И золотодобыча нашла бы тогда себе место, и местная и кооперативно-кустар- Кая промышленность, играющая в эко­ номике республики значительную роль и иа сегодня «не справляющаяся с поста­ вленными перед ней задачами», так же оьіла бы отражена. Сельскохозяйственные вопросы зато Доминируют в журнале. Им посвящены 14 статей. Очевидно, редакция пошла по линии наименьшего сопротивления; по вопросам сельского хозяйства легче найти автора. Редакция не сумела ухватиться за ос­ новные задачи ЯАССР. Редакция не су­ мела увязывать народнохозяйственные задачи республиканского масштаба с х о ­ зяйством Советского Союза, некоторый провинциализм так и сквозит со страниц журнала. Единственная (во всем годовом ком­ плекте журнала) попытка подойти к во­ просам научно- исследовательской работы сделана в №№ 6 —7. В этих номерах на­ печатана статья X. П. Шараборина «На- учно-исследовательская работа Академии Наук». Но, поместив лишь половину ее, редакция обещала дать ее «окончание» в следующем номере. До сих пор это ее обещание не выполнено. Мы говорили, что статей по промыш­ ленности нет. Три статьи, имеющиеся в журнале и объединенные заголовком— «Промышленность», посвящены исключи­ тельно строительству. Задержимся на статье А. Москвина «О новых строительных материалах». Статья печатается вторично (см. «С. Я-» №№ 11—12 за 1933 год), чем редакция «подчеркивает серьезное значение во­ проса о новых строительных материалах и необходимость усиления пропаганды за них на страницах печати» (стр. 69). Спору нет. Вопрос о новых материалах в строительстве чрезвычайно актуален. Статья написана не плохо и дает кон­ кретные рецепты, как применять в строи­ тельстве камышит, самап. Но двукратное печатание одной и той же статьи иллю­ стрирует неумение редакции привлечь к участию в журнале более широкие круги работников строительства. Что дано журналом по цроблемам транспорта? — В № 1—2 напечатана до­ вольно пространная статья Jle-Мюр «Ве­ ликий Северный морской путь». Автор рассказывает в ней о проблеме и истории «почти пятисотлетней упорной борьбы за освоение Северного морского пути». По­ следние полторы страницы посвящаются задачам, стоящим перед Якутсеверпутем. Статья излагает историю плавания по полярным морям, которая, правда, уже достаточное число раз освещалась в кни­ гах и журналах, но для якутского чита­ теля все же представляет несомненный интерес. Иногда формулировка искажает факты и по-своему перекраивает географию, на­ пример: «Ледорез «Челюскин» также в одну навигацию проделал тяжелый слож­ ный и трудный рейс из Ленинграда на остров Давыдова (Врангеля)» (№ 31). Во-первых, «Челюскин» не ледорез, а ледокольный пароход, во-вторых — рейс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz