Советская Арктика. 1935, № 2.

5 II Советская Арктика •1935 ■М 2 В процессе изучения Советской Арктики, изучения с целью освое­ ния, мы встречаемся с теориями и тенденциями, явно враждебными марксизму-ленинизму и конкретным директивам, данным партией и пра­ вительством. Оппортунисты в вопросах изучения и освоения Арктики, как и их собратья на других участках нашего социалистиче­ ского строительства, не всегда дерзают выступать открыто. Контра- бапдно, маскируясь, шушукаясь по углам, они пытаются разговорами о мнимой н е р е н т а б е л ь н о с т и С е в м о р п у т и ревизовать ли­ нию партии в отношении освоения этого пути. Этим людям, у которых экономическое мышление не продвинулось дальше дореволюционных учебников Струве и Булгакова, мы противопоставляем слова тов. С т а ­ л и н а из его доклада на январском (1933 г.) пленуме ЦК и ЦКК: «Говорят, что колхозы и совхозы не вполне рентабельны, что они поглощают уйму средств, что держать такие предприятия нет никакого резона, что целесообразнее было бы распустить их, оставив лишь рен­ табельные из них. Но так могут говорить лишь люди, которые ничего не смыслят в вопросах народного хозяйства, в вопросах экономики. . . На рентабельность нельзя смотреть торгашески, с точки зрения данной минуты. Р е н т а б е л ь н о с т ь н а д о б р а т ь с т о ч к и з р е н и я о б щ е н а р о д н о г о х о з я й с т в а и в р а з р е з е н е с к о л ь к и х л е т . Только такая точка зрения может быть названа действительно ленинской, действительно марксистской». (Разрядка наша. Ред.). С точки зрения торгашеской Северный морской путь, возможно, нерентабелен сегодня. Но если мы возьмем проблемы Арктики не и зо ­ лированно от комплекса народнохозяйственных задач Союза, не с точки зрения сегодняшнего уровня развития Арктики, а учтем значение Край­ него севера как важного участка СССР, учтем, что благодаря освоению Севморпути малые народы Севера возрождаются к новой светлой со­ циалистической жизни, учтем международное значение наших работ в Арктике,— то с презрением отвергнем всякие «теорийки» о нерента­ бельности. Мы уже не говорим о том, что «теоретики» нерентабельности фал ь ­ сифицируют статистику. Выпячивая вопрос о больших на сегодняшний день транспортных расходах по Севморпути, эти умники не учитывают выгод, вытекающих и с е г о д н я для народного хозяйства от сокра ­ щения сроков маршрутов и тем самым от ускорения оборачиваемости капитала и ускорения темпов развития наших северных окраин; от разгрузки железнодорожного и местного транспорта. Это, разумеется, не значит, что партийные и непартийные больше ­ вики Арктики не должны и не будут бороться за рентабельность хо з яй ­ ственных предприятий Севера, за экономическую выгодность Северного морского пути. Ничуть! Большевики-полярники помнят слова тов. С т а- л и н а, «что только те кадры хороши , которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а, наоборот — идут навстречу труд ­ ностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их». Б о л ь ­ ш е в и к и А р к т и к и н е т о л ь к о о с в о я т С е в е р н ы й м о р ­ с к о й п у т ь , но , о т м е т а я в с е х п а н и к е р о в и к а п и т у л я н ­ т о в , с д е л а ю т е г о р е н т а б е л ь н ы м . Мы встречаемся также с попытками отдельных исследователей, вроде И. Ф. Молодых и болтунов-пасквилянгов типа Абрамовича Блэк,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz