Советская Арктика. 1935, № 2.
5 II Советская Арктика •1935 ■М 2 В процессе изучения Советской Арктики, изучения с целью освое ния, мы встречаемся с теориями и тенденциями, явно враждебными марксизму-ленинизму и конкретным директивам, данным партией и пра вительством. Оппортунисты в вопросах изучения и освоения Арктики, как и их собратья на других участках нашего социалистиче ского строительства, не всегда дерзают выступать открыто. Контра- бапдно, маскируясь, шушукаясь по углам, они пытаются разговорами о мнимой н е р е н т а б е л ь н о с т и С е в м о р п у т и ревизовать ли нию партии в отношении освоения этого пути. Этим людям, у которых экономическое мышление не продвинулось дальше дореволюционных учебников Струве и Булгакова, мы противопоставляем слова тов. С т а л и н а из его доклада на январском (1933 г.) пленуме ЦК и ЦКК: «Говорят, что колхозы и совхозы не вполне рентабельны, что они поглощают уйму средств, что держать такие предприятия нет никакого резона, что целесообразнее было бы распустить их, оставив лишь рен табельные из них. Но так могут говорить лишь люди, которые ничего не смыслят в вопросах народного хозяйства, в вопросах экономики. . . На рентабельность нельзя смотреть торгашески, с точки зрения данной минуты. Р е н т а б е л ь н о с т ь н а д о б р а т ь с т о ч к и з р е н и я о б щ е н а р о д н о г о х о з я й с т в а и в р а з р е з е н е с к о л ь к и х л е т . Только такая точка зрения может быть названа действительно ленинской, действительно марксистской». (Разрядка наша. Ред.). С точки зрения торгашеской Северный морской путь, возможно, нерентабелен сегодня. Но если мы возьмем проблемы Арктики не и зо лированно от комплекса народнохозяйственных задач Союза, не с точки зрения сегодняшнего уровня развития Арктики, а учтем значение Край него севера как важного участка СССР, учтем, что благодаря освоению Севморпути малые народы Севера возрождаются к новой светлой со циалистической жизни, учтем международное значение наших работ в Арктике,— то с презрением отвергнем всякие «теорийки» о нерента бельности. Мы уже не говорим о том, что «теоретики» нерентабельности фал ь сифицируют статистику. Выпячивая вопрос о больших на сегодняшний день транспортных расходах по Севморпути, эти умники не учитывают выгод, вытекающих и с е г о д н я для народного хозяйства от сокра щения сроков маршрутов и тем самым от ускорения оборачиваемости капитала и ускорения темпов развития наших северных окраин; от разгрузки железнодорожного и местного транспорта. Это, разумеется, не значит, что партийные и непартийные больше вики Арктики не должны и не будут бороться за рентабельность хо з яй ственных предприятий Севера, за экономическую выгодность Северного морского пути. Ничуть! Большевики-полярники помнят слова тов. С т а- л и н а, «что только те кадры хороши , которые не боятся трудностей, которые не прячутся от трудностей, а, наоборот — идут навстречу труд ностям для того, чтобы преодолеть и ликвидировать их». Б о л ь ш е в и к и А р к т и к и н е т о л ь к о о с в о я т С е в е р н ы й м о р с к о й п у т ь , но , о т м е т а я в с е х п а н и к е р о в и к а п и т у л я н т о в , с д е л а ю т е г о р е н т а б е л ь н ы м . Мы встречаемся также с попытками отдельных исследователей, вроде И. Ф. Молодых и болтунов-пасквилянгов типа Абрамовича Блэк,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz