Советская Арктика. 1935, № 2.
Советская А р кт и к а -1935-№ 2 хранения от осадков можно было бы тогда ограничиться только навесом. Но хранить сырье в течение двух-трех лет под одним навесом нельзя, так как это приведет к полной гибели заготовлен ного. Говорить о товарном типе промысла мюржа при наличном количестве промыс лового населения пет оаноівания. Ill Наиболее удобными для заготовок являются южное и северное побережья острова. Восточный берег высок. Только в устье реки Клер можно расположить поселение. Из-за сильного течения рай оны, смежные с восточным берегом, не имеют хороших пастбищ, и морж там держится только в небольшом количе стве на отмели, образованной выносами реки Клер. Западный берег, хотя и имеет сносные места для поселения и достаточ ные для промысла запасы моржа, но он слишком удален от мест, к которым обычно подходит судно. Перевозить от туда шкурье и жир-пласт водой на мел кой посуде можно только в исключи тельно благоприятный в ледовом отноше нии год. Транспортировать же все это по суше на собаках будет слишком дорого. Без элементарного дорожного строитель ства механические виды транспорта так же вряд ли пройдут там: весь путь про легает по резко пересеченной местности. Пройти льдами вокруг побережья еще менее возможно, так как море обычно крайне всторошено, во многих местах то роса подходят вплотную к высокому об рывистому берегу. Заходить туда судну, пришедшему на остров, также не рацио нально, так как забрать там можно всего несколько тонн жира и сотню шкур, а потеря времени для судна чревата опас ностью зимовки. К тому же не всякий год лед позволит пройти туда даже мощ ному судну. Южный берег гораздо удобней для заготовок. На протяжении его разбросай ряд бухт, в которых промысловая посуда может укрываться в штормовое время, и запасы моржа тут обильны. Передвиже ние по южному побережью водой време нами, правда, также бывает затруднено. Располагать промысловое поселение только в одном месте — значит не ис пользовать запасов моржа по всему по бережью. Промысловые поселения долж ны быть расположены в бухте Роджерса, бухте Сомнительной и на мысе Блоссом, или в крайнем случае в бухте Предатель ской. Иметь салотопку в каждом поселении нет смысла. Только продукция всего по бережья сможет ее полностью загрузить. Вне зависимости от того, где она распо ложена, следует собирать жир-пласт к одному месту, шкурье — тоже. Но летом льды будут часто препятствовать этому, особенно если для транспорта будет ис пользоваться мелкая промысловая посуда. Наличие крепкой и грузоподъемной по суды, конечно, облегчит перевозку, но полностью не разрешит проблемы транс порта. Необходимо поэтому завозить туда механический сухопутный транспорт, тем более, что рельеф местности позво ляет передвижение без специальных до рожных работ. Северное побережье особенно удобно для промысла моржа. Это объясняется тем, что, начиная от залива Дублицкого у мыса Литке и до бухты Песцовой, ли ния берега отделена от моря рядом па раллельно идущих кос, которые отде лены друг от друга не широкими, но до статочно глубокими проливчиками. Глу бина бухты на всем ее протяжении зна чительна, хотя промеров для определе ния ее глубин никто до сих пор не про изводил. Так как при северных ветрах в бухту заходят крупные торосы, кото рые достигают в своей надводной части до 3 и больше метров, можно полагать, что глубина там порядка 8 —10 м. Не смотря на то, что в бухты заходят льды, они все же, благодаря узости гіроливов и незначительному количеству их, никогда не забивают бухту настолько, чтобы эго препятствовало плаванию. Это дает возможность удобно сооб щаться по всему северному побережью, на протяжении всего навигационного пе риода. Это не потребует даже дополни тельных трат на транспортные средства. Запас моржа по северному побережью, по мнению туземцев, гораздо богаче, чем по южному. Поэтому полагаем, что се верное побережье наиболее удобно для расположения там главных зверопромыс- лов. Расположив склады, салотопню и дру гое необходимое в начале бухты, у косы Бручь, неподалеку от мыса Литке, можно беспрерывно стягивать к ним добычу для переработки, не опасаясь того, что лед может поджать к берегу и задержать груженые суда. Грузить же продукцию для отправки на материк можно на месте, так как путь судов, как правило, если не считать «Красина», на остров и обратно проходит в непосредственной близости от места, намеченного нами для постройки базы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz