Советская Арктика. 1935, № 2.

Советская А р кт и к а -1935-№ 2 хранения от осадков можно было бы тогда ограничиться только навесом. Но хранить сырье в течение двух-трех лет под одним навесом нельзя, так как это приведет к полной гибели заготовлен­ ного. Говорить о товарном типе промысла мюржа при наличном количестве промыс­ лового населения пет оаноівания. Ill Наиболее удобными для заготовок являются южное и северное побережья острова. Восточный берег высок. Только в устье реки Клер можно расположить поселение. Из-за сильного течения рай­ оны, смежные с восточным берегом, не имеют хороших пастбищ, и морж там держится только в небольшом количе­ стве на отмели, образованной выносами реки Клер. Западный берег, хотя и имеет сносные места для поселения и достаточ­ ные для промысла запасы моржа, но он слишком удален от мест, к которым обычно подходит судно. Перевозить от­ туда шкурье и жир-пласт водой на мел­ кой посуде можно только в исключи­ тельно благоприятный в ледовом отноше­ нии год. Транспортировать же все это по суше на собаках будет слишком дорого. Без элементарного дорожного строитель­ ства механические виды транспорта так­ же вряд ли пройдут там: весь путь про­ легает по резко пересеченной местности. Пройти льдами вокруг побережья еще менее возможно, так как море обычно крайне всторошено, во многих местах то­ роса подходят вплотную к высокому об­ рывистому берегу. Заходить туда судну, пришедшему на остров, также не рацио­ нально, так как забрать там можно всего несколько тонн жира и сотню шкур, а потеря времени для судна чревата опас­ ностью зимовки. К тому же не всякий год лед позволит пройти туда даже мощ­ ному судну. Южный берег гораздо удобней для заготовок. На протяжении его разбросай ряд бухт, в которых промысловая посуда может укрываться в штормовое время, и запасы моржа тут обильны. Передвиже­ ние по южному побережью водой време­ нами, правда, также бывает затруднено. Располагать промысловое поселение только в одном месте — значит не ис­ пользовать запасов моржа по всему по­ бережью. Промысловые поселения долж­ ны быть расположены в бухте Роджерса, бухте Сомнительной и на мысе Блоссом, или в крайнем случае в бухте Предатель­ ской. Иметь салотопку в каждом поселении нет смысла. Только продукция всего по­ бережья сможет ее полностью загрузить. Вне зависимости от того, где она распо­ ложена, следует собирать жир-пласт к одному месту, шкурье — тоже. Но летом льды будут часто препятствовать этому, особенно если для транспорта будет ис­ пользоваться мелкая промысловая посуда. Наличие крепкой и грузоподъемной по суды, конечно, облегчит перевозку, но полностью не разрешит проблемы транс­ порта. Необходимо поэтому завозить туда механический сухопутный транспорт, тем более, что рельеф местности позво­ ляет передвижение без специальных до­ рожных работ. Северное побережье особенно удобно для промысла моржа. Это объясняется тем, что, начиная от залива Дублицкого у мыса Литке и до бухты Песцовой, ли­ ния берега отделена от моря рядом па­ раллельно идущих кос, которые отде­ лены друг от друга не широкими, но до­ статочно глубокими проливчиками. Глу­ бина бухты на всем ее протяжении зна­ чительна, хотя промеров для определе­ ния ее глубин никто до сих пор не про­ изводил. Так как при северных ветрах в бухту заходят крупные торосы, кото­ рые достигают в своей надводной части до 3 и больше метров, можно полагать, что глубина там порядка 8 —10 м. Не­ смотря на то, что в бухты заходят льды, они все же, благодаря узости гіроливов и незначительному количеству их, никогда не забивают бухту настолько, чтобы эго препятствовало плаванию. Это дает возможность удобно сооб­ щаться по всему северному побережью, на протяжении всего навигационного пе­ риода. Это не потребует даже дополни­ тельных трат на транспортные средства. Запас моржа по северному побережью, по мнению туземцев, гораздо богаче, чем по южному. Поэтому полагаем, что се­ верное побережье наиболее удобно для расположения там главных зверопромыс- лов. Расположив склады, салотопню и дру­ гое необходимое в начале бухты, у косы Бручь, неподалеку от мыса Литке, можно беспрерывно стягивать к ним добычу для переработки, не опасаясь того, что лед может поджать к берегу и задержать груженые суда. Грузить же продукцию для отправки на материк можно на месте, так как путь судов, как правило, если не считать «Красина», на остров и обратно проходит в непосредственной близости от места, намеченного нами для постройки базы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz