Советская Арктика. 1935, № 2.
48 Советская Аркти к а -1935-№ 2 В 1936 г. Глазсавморпуть приступает к строительству первого 4-рамноіго лесо- комбииаіта іна реке Оби в районе с. Бе- лопорья, ів 12 ікм ниже впадения ,в нее реки Иртыша. Комбинат проектируется в составе цехов — лесопильного, стро гального, бондарного и аушилки. Преду сматривается постройка іна нем во .вто рую очередь гидролизного и фанерного це.ѵов. Рема Енисей отличается от реки Оби тем, что в ее верховьях, расположенных за железиоаорожнЫі магистралью, име- кііся круіпіные лесные .массивы, которые вполне обеспечивают местные потребно сти в лесопродукции к железнодорож ные лесные перевозки. Массивы эти освоены еще в очень незначительной степени, несмотря на на личие ів этом районе большой группы лесозаводов. Поэтому основное разви тие лесной промышленности Енисейского района на ближайший период будет со средоточено в южной железнодорожной его части. В северной части этого рай она (за железнодорожной магистралью) могут развиваться только лесозаводы, работающие на экспорт. В .первую очередь должны быть при ведены в порядок существующие Макла ков аки й т Игарские лесозаводы, хо зяй ство которых очень неудовлетворитель но, а производительность значительно отстает от их .проектной мощности. Сев- полярлес, в іведении которого находятся эти заводы, только в текущем году при ступает к обоснованию сырьевой базы этих заводов и к состаівлеіниад проекта их реконструкции. Только освоив пол ную мощность этих заводов и уточнив сырьевые запасы, можно будет поста вить вопрос о дальнейшем строительстве лесопромышленных предприятий в этом районе. Район реки Лены, несмотря на богат ство десосырьавых ресурсов, в отноше нии широкого развития лесной .промыш ленности должен быть отнесен к 3-й очереди. Громадные расстояния водных перевозок, недостаточность тоннажа, за груженного перевозкой более ценных грузов іи .продовольствия, ;и отсутствие железнодорожной авязи с Сибирской ма гистралью, — основные причины отста вания развития лесной дромышленности в этом районе. На ближайшее врамя она только удовлетворит .местные потребно сти района в лесоматериалах. Рост этих потребностей, в авязи с крупным разви тием в ЯАССР других отраслей промыш ленности, уже и сейчас перекрывает п ро изводственные возможности существую щих предприятий, ,а потому в .гор. Якут ске проектируется строительство 2 -рам- ноіго деревообрабатывающего комбината с бочарным цехом и намечается построй ка бумажной фабрики. Однорамный лесо завод Главсевіморпути также не ів со стоянии удовлетворить потребностей Пе- ледуйской судоверфи и строительства разборных домов для Крайнего севера, а потому намечено его расширение до двіух лесорам. Что .необходимо для успешного раз вития лесной промышленности на Край нем севере? В первую очередь нужно ликвидиро вать опустошительные пожары северных леоов и причины их возникновения. В более ценных массивах нужно органи зовать пожарную охрану, сбор брусники ограничить только уже выгоревшими лесными площадями и провести широкую разъяснительную работу среди населе ния о громадном вреде, причиняемом краю выжиганием лесов. Затем необходимо учесть лесосырье- .вые ресурсы. От случайных обследова ний отдельных леаных массивов нужно перейти к плановому систематическому изучению всех лесов данного района. ропутню .с изучением леаов должно быть проведено изучение сплавных пу тей іи проведены необходимые мелиора тивные работы для бесперебойного сплава древесины к местам переработки. Сырьевая б а за каждого проектируе мого лаоозаівода должна іиметь хорошо проработанный план ее эксплуатации (определение погребного количества ра бочей и гужевой силы для заготовки и вывозки леса, план получения и разме щения раблужсилы). Острый недостаток местной рабочей и гужевой силы тре бует максимальной механизации всех ле созаготовительных процессов. Наконец, для экономического обосно вания строительства каждого лесопро мышленного предприятия должны быть изучены рынки сбыта его продукции, подсчитана заводская себестоимость и стоимость перевозки продукции, и на ос нове этих данных должна быть обосно вана рентабельность всего предприятия. И з у ч и в л е с а , т о ч . н о о п р е д е л и в и х р а с іп о л о ж е ін и е и з а п а с ы р а з н о г о р о д а а с с о р т и м е н т о в , м о ж н о б і у д е т п р а в и л ь н о з а п л а н и р о в а т ь т о ч к и р а з м е щ е н и я л е с о з а в о д о в , с о с т а в и х ц е х о в , и х м о щ н о с т ь и о ч е р е д н о с т ь с т р о и т е л ь с т в а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz