Советская Арктика. 1935, № 2.

46 Советская Арктика- 1935-М 2 ценных насаждений. Причины их вовник- нования совершенно отличны от обыч­ ных лесных пожаров. Бели основной причиной еазнимнове- ния пожаров в лесах европейской части Союза является неосторожное обраще­ ние с опнам, то ка Дальнем Севере, к со­ жалению, до сих пор наблюдаются слу­ чаи 'умышленного выжигания лесов. Помимо бессознательности, две побу­ дительных причины способствуют этому. Первая — охота на лосей. Выгоревшие места покрываются густыми зарослями осины и березы. В таких зарослях лю­ бят водиться лоси. И вот, чтобы прима­ нить лосей к определенным, удобным для охоты местам, охотники выжигают сос­ новые боры, не считаясь, а зачастую и не нанимая их ценности. Вторая причина — это ягодный про- мыоел. Во многих лесах Дальнего Севера произрастает брусника, дающая обильный урожай крупной и вкусной ягоды. Ягод­ ный промысел выгоден, и им занимаются многие селения. Ягодный сезон является праздником, напоминающим праздники сбора винограда на юге. Население бросает тогда всякую работу, как бы срочна она ни была, наряжается в праздничные одежды и с песнями отпра­ вляется на лодках и .пешком за десятки километров на сбор брусники, где и остается неделями. Но хороший урожай и крупную ягоду д ают только молодые кустики брусничника. Через несколько лет, по мере их старения, урожай ягод уменьшается. Некоторая часть населения поэтому выжигает старые брусничники с целью их обновления и «вместе с в о ­ дой выплескивает и ребенка» — вместе с брусничникам сжигает и самый лес. Нужно упомянуть еще об одном не­ хорошем обычае, приносящем также гро­ мадный івред лесам. При сборе кедровых орешков часто употребляют «колот». Это громадный деревянный молоток, ко ­ торым сотрясают кедровое дерево, уда­ ряя по его стволу. От образовавшихся ранений деревья загнивают и портятся. II В Якутской АССР на Лене имеется только 2 лесопильных завода Якутлеса — Якутский двухрамный и Турухтинский — однорамный, затем Пеледуйская судо­ верфь Главсевморпути с однораміныім подсобным лесозаводом и несколько мел­ ких кустарных предприятий по выработ­ ке мебели и бочек. На Енисее существуют Маклаковский лесозавод на 2 рамы, Игарский лесо­ комбинат на 9 рам Севполярлеса и не­ большой двухрамный лесозавод Глав- севіморпути при его Приущвенской верфи. На Оби же нет ни одного лесопро­ мышленного предприятия, если не счи­ тать карликового аднора/много лесоааво- дика в городе Тобольске, небольших баржестроитеільных верфей и мелких ку­ старных мастерских по изготовлению ме­ бели и бочарной тары. Этими предприятиями исчерпывается вся лесная промышленность Дальнего Севера. Все они обслуживают, и то да­ леко недостаточно, лишь местные потреб­ ности. Только Маклаковский лесозавод и Игарский комбинат работают на экспорт и натравляют авою иилопрадукцию Кар­ ской ѳкапедицией. Вся продукция этих предприятий не превышает 400—500 тыс. кубометров в год. По сравнению с сырьевой базой эта цифра ничтожна и далеко не исчерпы­ вает даже нынешних транспортных « сбытовых возможностей этого района. III Основным препятствием для развитии на Дальнем Севере различных отраслей промышленности, .в там числе и лесной, являлось отсутствие транспортных пу' тей. Три крупнейших реки —- Обь, Енисеіі и Леіна — основные транспортные маги­ страли этого района, дающие возмож­ ность выхода его продукции не только ка .внутренний рынок в южном направле­ нии, но и на север к морю, до послед­ него времени не освоены. С организацией Карской экспедиции началось освоение этих путей, а герои­ ческая работа наших полярных исследо­ вателей с каждым годом расширяет воз- мюжности этого освоения. По мере ж( освоения транспортных путей будет раз­ виваться и промышленность, среди кото­ рой значительная доля должна принадле­ жать леоной промышленности. Уже первые ’удачные опыты оавоени* Северного морского пути стимулировал* постройку на реке Енисее двух экспорт­ ных лесозаводов, о которых мы выш* упомянули. Их продукция встретила хо­ роший прием на заграничных рынках. Экспорт древесины Северным мор скиім путем с каждым гадом увеличи­ вается. Экспорт уже не ограничиваете* продукцией указанных даух лесозавод» Енисейского района. Вывоз древесинь захватывает и реку Обь, по котороі оказалось выгодным направлять пилома­ териалы даже с лесозаводов, располо­ женных на южных притоках Оби, связан ных с железной дорогой. О росте лесоэкспорта можно суди по следующей таблице, которая характе риэует работу Карской экспедиции я[ перевозке леса за предшествующи 1 3 года-.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz