Советская Арктика. 1935, № 2.
46 Советская Арктика- 1935-М 2 ценных насаждений. Причины их вовник- нования совершенно отличны от обыч ных лесных пожаров. Бели основной причиной еазнимнове- ния пожаров в лесах европейской части Союза является неосторожное обраще ние с опнам, то ка Дальнем Севере, к со жалению, до сих пор наблюдаются слу чаи 'умышленного выжигания лесов. Помимо бессознательности, две побу дительных причины способствуют этому. Первая — охота на лосей. Выгоревшие места покрываются густыми зарослями осины и березы. В таких зарослях лю бят водиться лоси. И вот, чтобы прима нить лосей к определенным, удобным для охоты местам, охотники выжигают сос новые боры, не считаясь, а зачастую и не нанимая их ценности. Вторая причина — это ягодный про- мыоел. Во многих лесах Дальнего Севера произрастает брусника, дающая обильный урожай крупной и вкусной ягоды. Ягод ный промысел выгоден, и им занимаются многие селения. Ягодный сезон является праздником, напоминающим праздники сбора винограда на юге. Население бросает тогда всякую работу, как бы срочна она ни была, наряжается в праздничные одежды и с песнями отпра вляется на лодках и .пешком за десятки километров на сбор брусники, где и остается неделями. Но хороший урожай и крупную ягоду д ают только молодые кустики брусничника. Через несколько лет, по мере их старения, урожай ягод уменьшается. Некоторая часть населения поэтому выжигает старые брусничники с целью их обновления и «вместе с в о дой выплескивает и ребенка» — вместе с брусничникам сжигает и самый лес. Нужно упомянуть еще об одном не хорошем обычае, приносящем также гро мадный івред лесам. При сборе кедровых орешков часто употребляют «колот». Это громадный деревянный молоток, ко торым сотрясают кедровое дерево, уда ряя по его стволу. От образовавшихся ранений деревья загнивают и портятся. II В Якутской АССР на Лене имеется только 2 лесопильных завода Якутлеса — Якутский двухрамный и Турухтинский — однорамный, затем Пеледуйская судо верфь Главсевморпути с однораміныім подсобным лесозаводом и несколько мел ких кустарных предприятий по выработ ке мебели и бочек. На Енисее существуют Маклаковский лесозавод на 2 рамы, Игарский лесо комбинат на 9 рам Севполярлеса и не большой двухрамный лесозавод Глав- севіморпути при его Приущвенской верфи. На Оби же нет ни одного лесопро мышленного предприятия, если не счи тать карликового аднора/много лесоааво- дика в городе Тобольске, небольших баржестроитеільных верфей и мелких ку старных мастерских по изготовлению ме бели и бочарной тары. Этими предприятиями исчерпывается вся лесная промышленность Дальнего Севера. Все они обслуживают, и то да леко недостаточно, лишь местные потреб ности. Только Маклаковский лесозавод и Игарский комбинат работают на экспорт и натравляют авою иилопрадукцию Кар ской ѳкапедицией. Вся продукция этих предприятий не превышает 400—500 тыс. кубометров в год. По сравнению с сырьевой базой эта цифра ничтожна и далеко не исчерпы вает даже нынешних транспортных « сбытовых возможностей этого района. III Основным препятствием для развитии на Дальнем Севере различных отраслей промышленности, .в там числе и лесной, являлось отсутствие транспортных пу' тей. Три крупнейших реки —- Обь, Енисеіі и Леіна — основные транспортные маги страли этого района, дающие возмож ность выхода его продукции не только ка .внутренний рынок в южном направле нии, но и на север к морю, до послед него времени не освоены. С организацией Карской экспедиции началось освоение этих путей, а герои ческая работа наших полярных исследо вателей с каждым годом расширяет воз- мюжности этого освоения. По мере ж( освоения транспортных путей будет раз виваться и промышленность, среди кото рой значительная доля должна принадле жать леоной промышленности. Уже первые ’удачные опыты оавоени* Северного морского пути стимулировал* постройку на реке Енисее двух экспорт ных лесозаводов, о которых мы выш* упомянули. Их продукция встретила хо роший прием на заграничных рынках. Экспорт древесины Северным мор скиім путем с каждым гадом увеличи вается. Экспорт уже не ограничиваете* продукцией указанных даух лесозавод» Енисейского района. Вывоз древесинь захватывает и реку Обь, по котороі оказалось выгодным направлять пилома териалы даже с лесозаводов, располо женных на южных притоках Оби, связан ных с железной дорогой. О росте лесоэкспорта можно суди по следующей таблице, которая характе риэует работу Карской экспедиции я[ перевозке леса за предшествующи 1 3 года-.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz