Советская Арктика. 1935, № 2.

В. Ле-мюр. Снабжение севера Якутии и Чукотка 43 Себестоимость фрахта (в рублях) Через Иркутск Через Мурманск в Якутск в Якутск Хлеб . . . . . . 507,51 490,70 Нефть. . . . . . 580,91 478,42 Цемент . . . . . 507,51 478,42 Сахар . . . . • • 507,51 551,80 Если грузы в Колыму раньше доста­ влялись из Владивостока, то в 1935 г. кладется начало организации морских рейсов из Мурманска. Это сокращает пробег груза, и стоимость фрахта умень­ шается не менее чем на 15—20%. IV В отношении снабжения И н д и г и р ­ к а до сих пор зависела от Колымы, откуда получала 70—80% товаров. Ос­ тальные 20—30% завозили через Охотск и ч а с т и ч н о из Верхоянска и Бу- луна. Грузы на Индигирку таким обра­ зом приходилось транспортировать гу­ жом (на оленях, конях и собаках) на расстоянии от 600 до 1500 км. Незначи­ тельный ввоз осуществлялся на неболь­ ших шхунах со стороны Колымы, а за­ тем из Тикси (в пределах от 25 до 60 тонн). Индигирка до сих пор остается недостаточно снабжаемым районом, и неудивительно, что именно здесь сохра­ нились наиболее законченные формы на­ турального хозяйства, наложившие глу­ бокий отпечаток на всю жизнь инди- гирцев (при хроническом товарном го­ лоде здесь не используется даже имею­ щееся оленье и конское поголовье, пригодное для транспортных целей. Бы ­ вали годы, когда не удавалось вывезти заготовленную пушнину). В 1935 г. из Архангельска к устью Индигирки отправляется впервые мор­ ской паіроход «Русанов» с грузами и гіловсредствами до 500 тонн, и к буду­ щему году подготовляется организация Речного судоходства на протяжении до зШ км, с доведением ввоза до 1500 тонн, •это сразу выведет Индигирку из ни­ щенского ее состояния и вызовет не только количественный реет ввоза, но и изменение географии грузооборота. Ой- меконский район, «апример, выгоднее бу­ дет снабжать не из Охотска, а со сто­ роны Мурманска и моря Лаптевых. Полного разрешения вопросов снаб­ жения и торговли по Индигирке мы Добьемся лишь в 1936/37 г. Для Колы- ьі же, где с организацией речного транспорта в 1932-33 гг. началось разви- ие местной промышленности (зырянский Уголь, лесоразработки, разведки), этот вопрос в основном разрешен, ту™ Колыме мы сейчас имеем все ус- ия для развития свободной советской торговли, тогда как в глубинных пунк­ тах и в особенности на Индигирке пока будут преобладать формы встречной торговли, а иногда простого товарооб­ мена. Это будет продолжаться до тех пор, пока все торговые точки не будут насыщены нужными товарами. Индигирцы ощущают большую ну­ жду во всех без исключения товарах, начиная от продуктов питания, соли, ма­ нуфактуры, одежды, сетеснастей, оружия и кончая косами, посудой, осветительны­ ми приборами, оконным стеклом и простейшими инструментами. Если торговые обороты по Колыме с 2 млн. руб. в 1932 г. достигли 3089 тыс. рублей в 1933 г., то на Индигирке на то же количество населения в 1932 г. они составляли только 980 тыс. руб., а в 1933 г .—■1178 тыс. руб. V Б а с с е й н Я н ы в составе районов Верхоянского (7,3 тыс. душ) и Усть-Ян- ского (1,9 тыс. душ) находится почти в аналогичном с Индигиркой положении с той лишь разницей, что верхоянцы об­ ладают значительными транспортными средствами. Усть-Янск снабжается из Булуна зим­ ним путем на расстоянии 600—800 км. До последних лет Устьянскому району приходилось обслуживать своим транс­ портом остров Большой Ляховский и часть населения Аллаихского района. Это отражалось на состоянии снабжения района и вызвало сокращение ездовых оленей. В 1933 г. попытка снабжать Яну из Тикси на морских шхунах не увенча­ лась успехом, так как оказалось, что на оленях невозможно будет вывозить то­ вары, выгруженные в устьевом участке (из-за бескормицы). Рейс шхун был по­ этому отменен. Но в том же году слу­ чайно был обнаружен вход в соседнюю речку Омолой, куда ныне совершаются рейсы с грузами для местного насе­ ления. В 1936 г. в Яну подготовляется ввод речного парохода. С этого времени Вер­ хоянский район начнет снабжаться с мо­ ря, а не из Якутска. Организация снабжения Верхоянска морским путем имеет огромное значение не только для населения, но и для уси­ ленно развивающихся в Верхоянье гор­ норазведочных работ по олову, никелю, серебру и другим редким металлам. В Тикси возник порт с населением в 150 чел. Дельта Лены заселяется по­ стоянным рыбопромысловым населением на Быковом мысу и в Сагастыре. Уси­ ленно развиваются сангарские и канга- ласские угольные кони. В районах, при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz