Советская Арктика. 1935, № 2.
В. Ле-мюр. Снабжение севера Якутии и Чукотка 43 Себестоимость фрахта (в рублях) Через Иркутск Через Мурманск в Якутск в Якутск Хлеб . . . . . . 507,51 490,70 Нефть. . . . . . 580,91 478,42 Цемент . . . . . 507,51 478,42 Сахар . . . . • • 507,51 551,80 Если грузы в Колыму раньше доста влялись из Владивостока, то в 1935 г. кладется начало организации морских рейсов из Мурманска. Это сокращает пробег груза, и стоимость фрахта умень шается не менее чем на 15—20%. IV В отношении снабжения И н д и г и р к а до сих пор зависела от Колымы, откуда получала 70—80% товаров. Ос тальные 20—30% завозили через Охотск и ч а с т и ч н о из Верхоянска и Бу- луна. Грузы на Индигирку таким обра зом приходилось транспортировать гу жом (на оленях, конях и собаках) на расстоянии от 600 до 1500 км. Незначи тельный ввоз осуществлялся на неболь ших шхунах со стороны Колымы, а за тем из Тикси (в пределах от 25 до 60 тонн). Индигирка до сих пор остается недостаточно снабжаемым районом, и неудивительно, что именно здесь сохра нились наиболее законченные формы на турального хозяйства, наложившие глу бокий отпечаток на всю жизнь инди- гирцев (при хроническом товарном го лоде здесь не используется даже имею щееся оленье и конское поголовье, пригодное для транспортных целей. Бы вали годы, когда не удавалось вывезти заготовленную пушнину). В 1935 г. из Архангельска к устью Индигирки отправляется впервые мор ской паіроход «Русанов» с грузами и гіловсредствами до 500 тонн, и к буду щему году подготовляется организация Речного судоходства на протяжении до зШ км, с доведением ввоза до 1500 тонн, •это сразу выведет Индигирку из ни щенского ее состояния и вызовет не только количественный реет ввоза, но и изменение географии грузооборота. Ой- меконский район, «апример, выгоднее бу дет снабжать не из Охотска, а со сто роны Мурманска и моря Лаптевых. Полного разрешения вопросов снаб жения и торговли по Индигирке мы Добьемся лишь в 1936/37 г. Для Колы- ьі же, где с организацией речного транспорта в 1932-33 гг. началось разви- ие местной промышленности (зырянский Уголь, лесоразработки, разведки), этот вопрос в основном разрешен, ту™ Колыме мы сейчас имеем все ус- ия для развития свободной советской торговли, тогда как в глубинных пунк тах и в особенности на Индигирке пока будут преобладать формы встречной торговли, а иногда простого товарооб мена. Это будет продолжаться до тех пор, пока все торговые точки не будут насыщены нужными товарами. Индигирцы ощущают большую ну жду во всех без исключения товарах, начиная от продуктов питания, соли, ма нуфактуры, одежды, сетеснастей, оружия и кончая косами, посудой, осветительны ми приборами, оконным стеклом и простейшими инструментами. Если торговые обороты по Колыме с 2 млн. руб. в 1932 г. достигли 3089 тыс. рублей в 1933 г., то на Индигирке на то же количество населения в 1932 г. они составляли только 980 тыс. руб., а в 1933 г .—■1178 тыс. руб. V Б а с с е й н Я н ы в составе районов Верхоянского (7,3 тыс. душ) и Усть-Ян- ского (1,9 тыс. душ) находится почти в аналогичном с Индигиркой положении с той лишь разницей, что верхоянцы об ладают значительными транспортными средствами. Усть-Янск снабжается из Булуна зим ним путем на расстоянии 600—800 км. До последних лет Устьянскому району приходилось обслуживать своим транс портом остров Большой Ляховский и часть населения Аллаихского района. Это отражалось на состоянии снабжения района и вызвало сокращение ездовых оленей. В 1933 г. попытка снабжать Яну из Тикси на морских шхунах не увенча лась успехом, так как оказалось, что на оленях невозможно будет вывозить то вары, выгруженные в устьевом участке (из-за бескормицы). Рейс шхун был по этому отменен. Но в том же году слу чайно был обнаружен вход в соседнюю речку Омолой, куда ныне совершаются рейсы с грузами для местного насе ления. В 1936 г. в Яну подготовляется ввод речного парохода. С этого времени Вер хоянский район начнет снабжаться с мо ря, а не из Якутска. Организация снабжения Верхоянска морским путем имеет огромное значение не только для населения, но и для уси ленно развивающихся в Верхоянье гор норазведочных работ по олову, никелю, серебру и другим редким металлам. В Тикси возник порт с населением в 150 чел. Дельта Лены заселяется по стоянным рыбопромысловым населением на Быковом мысу и в Сагастыре. Уси ленно развиваются сангарские и канга- ласские угольные кони. В районах, при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz