Советская Арктика. 1935, № 2.

42 Советская Арктика-1935-М 2 бляет на починку яранг около 2000 шкур морского зверя, преимущественно мор­ жей. Изменение условий топки, а в осо­ бенности внедрение стандартных дере­ вянных домиков и, как полумера, снаб­ жение местного населения хотя бы по­ лотняными шатрами со специальными приборами для топок — увеличили бы то­ варность местного хозяйства. Несмотря на значительный размер оленеводства (Анадырский совхоз Глав- севморпути имеет 15 ООО голов, и у насе­ ления іне менее 1000 т. голов) и огром-. ные перспективы развития этой отрасли, продукты оленеводства составляют не более 3—5% вывозной продукции, между тем эта отрасль хозяйства могла бы за­ нять первое место в вывозе. Все эти примеры показывают, что мы еще далеки от ведения «чистой» торгов­ ли в этих областях и что с н а б ж е н и е и т о р г о в л я н а б л и ж а й ш и е г о д ы с о х р а н я ю т с и л у о с н о в н ы х р ы ­ ч а г о в в д е л е р е о р г а н и з а ц и и м е с т н о г о х о з я й с т в а . III В иных условиях, в сравнении с Чу­ коткой, находится Я к у т с к и й с е в е р . Здесь снабжение и советская торговля, несмотря на сдвиги последних лет, пред­ ставляют сложную проблему. До 1933 г. весь Якутский север снаб­ жался с юга по двум основным магистра­ лям: через Иркутск — по Лене — и из Владивостока в Колыму через Берингов пролив. Большие расстояния и в особенности недостаток нужных транспортных средств приводили к тому, что Якутский север фактически получал только 30—40% от­ пускаемых по минимальным северным нормам товаров. Для иллюстрации трудности транс­ портировки грузов для Севера доста­ точно привести несколько примеров. От Москвы до Иркутска по жел. дор. 5191 км, от Иркутска до Качуга по шос­ с е— 260 км. От Качуга до Якутска на расстоянии 2465 км грузы отправляются самосплавом на карбазах, которые фак ­ тически представляют собой усовершен­ ствованный плот. Сплав до Якутска за­ нимает до 40 дней. В Якутске товары пе­ регружаются на баржи. До Булуна (1200 км) некоторые товары находятся в пути до 17 месяцев. От Булуна товары зимним путем идут до Хатанги (800 км), через Уеть-Янск на ост. Б. Ляховский по замерзшему морю Лаптевых или до Ал- лаихи на Индигирку (1400 км). Или же из Якутска — в Верхоянск (1100 км), и оттуда в сторону Индигирки (еще на 500—600 км), а всего 1600—1700 км. Точно также товары, отправленные из Москвы, должны были пройти до Влади­ востока 9332 км. Из Владивостока морем до Колымы 5740 км, затем рекой до Среднеколымска 650 ки, оттуда на ко­ нях и оленях до Абыя 850 км, и до Момы 450 км. При таких условиях совершенно есте­ ственно, что с н а б ж е н и е з а в и с и т о т с о с т о я н и я т р а н с п о р т а на м а г и с т р а л ь н ы х , в о д н ы х и в н у ­ т р е н н и х г у ж е в ы х п у т я х с о о б ­ щ е н и я . Т р а н с п о р т — о г р о м н ы й ц е н о о б р а з у ю щ и й ф а к т о р по т о в а р а м в в о з а и в ы в о з а . Неуклонный рост ввоза на Север, в первую очередь предметов первой не­ обходимости, привел за последние годы к необычайной перегруженности олень­ его транспорта зимними перевозками. Это нанесло ущерб всем другим видам хозяйства. Например, на Индигирке и по Анабару почти все здоровое и работо­ способное население занято на зимних перевозках в ущерб пушной охоте и дру­ гим видам промысла. Значительное количество завозимых товаров (при 60—80% отоваривания пере­ возок) уходило в уплату за эти самые перевозки. Там же, где нормы отовари­ вания произвольно сокращались мест­ ными риками (иногда в пределах 10 — 25%), перевозки принимали характер про­ извольной принудительной гужевой по­ винности, с чем приходилось бороться. Указанное положение стало угрожать значительным сокращением транспортных оленей и, конечно, не могло способство­ вать усилению товарности местного хо­ зяйства и покупательной способности на­ селения. Из этого заколдованного круга Якут­ ский север стал выходить благодаря на­ чавшимся с 1933 г. рейсам по Северному морскому пути, с одновременным усиле­ нием ввоза по Колымским рейсам. На­ чавшаяся организация речного флота на северных якутских реках и каботажного флота в море Лаптевых производит пол­ ную революцию в области снабжения и торговли. Если грузы, следовавшие по линии Иркутск—Якутск—Булун, до поступления в пункты потребления раньше находи­ лись в пути от 17 до 23 месяцев, а в среднем до 10 месяцев, то в настоя­ щее время грузы, идущие из Мурманска по Севморпути, приходят в Якутск через 6 —7 месяцев после их отправки из Мос­ квы, и имеется даже возможность дове­ сти срок среднего пробега до 5— 6 ме­ сяцев. В то же время транспортировка гру­ зов по Севморпути (несмотря на высо­ кие речные тарифы в низовьях Лены) становится более выгодной в сравнении с южным направлением.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz