Советская Арктика. 1935, № 2.
42 Советская Арктика-1935-М 2 бляет на починку яранг около 2000 шкур морского зверя, преимущественно мор жей. Изменение условий топки, а в осо бенности внедрение стандартных дере вянных домиков и, как полумера, снаб жение местного населения хотя бы по лотняными шатрами со специальными приборами для топок — увеличили бы то варность местного хозяйства. Несмотря на значительный размер оленеводства (Анадырский совхоз Глав- севморпути имеет 15 ООО голов, и у насе ления іне менее 1000 т. голов) и огром-. ные перспективы развития этой отрасли, продукты оленеводства составляют не более 3—5% вывозной продукции, между тем эта отрасль хозяйства могла бы за нять первое место в вывозе. Все эти примеры показывают, что мы еще далеки от ведения «чистой» торгов ли в этих областях и что с н а б ж е н и е и т о р г о в л я н а б л и ж а й ш и е г о д ы с о х р а н я ю т с и л у о с н о в н ы х р ы ч а г о в в д е л е р е о р г а н и з а ц и и м е с т н о г о х о з я й с т в а . III В иных условиях, в сравнении с Чу коткой, находится Я к у т с к и й с е в е р . Здесь снабжение и советская торговля, несмотря на сдвиги последних лет, пред ставляют сложную проблему. До 1933 г. весь Якутский север снаб жался с юга по двум основным магистра лям: через Иркутск — по Лене — и из Владивостока в Колыму через Берингов пролив. Большие расстояния и в особенности недостаток нужных транспортных средств приводили к тому, что Якутский север фактически получал только 30—40% от пускаемых по минимальным северным нормам товаров. Для иллюстрации трудности транс портировки грузов для Севера доста точно привести несколько примеров. От Москвы до Иркутска по жел. дор. 5191 км, от Иркутска до Качуга по шос с е— 260 км. От Качуга до Якутска на расстоянии 2465 км грузы отправляются самосплавом на карбазах, которые фак тически представляют собой усовершен ствованный плот. Сплав до Якутска за нимает до 40 дней. В Якутске товары пе регружаются на баржи. До Булуна (1200 км) некоторые товары находятся в пути до 17 месяцев. От Булуна товары зимним путем идут до Хатанги (800 км), через Уеть-Янск на ост. Б. Ляховский по замерзшему морю Лаптевых или до Ал- лаихи на Индигирку (1400 км). Или же из Якутска — в Верхоянск (1100 км), и оттуда в сторону Индигирки (еще на 500—600 км), а всего 1600—1700 км. Точно также товары, отправленные из Москвы, должны были пройти до Влади востока 9332 км. Из Владивостока морем до Колымы 5740 км, затем рекой до Среднеколымска 650 ки, оттуда на ко нях и оленях до Абыя 850 км, и до Момы 450 км. При таких условиях совершенно есте ственно, что с н а б ж е н и е з а в и с и т о т с о с т о я н и я т р а н с п о р т а на м а г и с т р а л ь н ы х , в о д н ы х и в н у т р е н н и х г у ж е в ы х п у т я х с о о б щ е н и я . Т р а н с п о р т — о г р о м н ы й ц е н о о б р а з у ю щ и й ф а к т о р по т о в а р а м в в о з а и в ы в о з а . Неуклонный рост ввоза на Север, в первую очередь предметов первой не обходимости, привел за последние годы к необычайной перегруженности олень его транспорта зимними перевозками. Это нанесло ущерб всем другим видам хозяйства. Например, на Индигирке и по Анабару почти все здоровое и работо способное население занято на зимних перевозках в ущерб пушной охоте и дру гим видам промысла. Значительное количество завозимых товаров (при 60—80% отоваривания пере возок) уходило в уплату за эти самые перевозки. Там же, где нормы отовари вания произвольно сокращались мест ными риками (иногда в пределах 10 — 25%), перевозки принимали характер про извольной принудительной гужевой по винности, с чем приходилось бороться. Указанное положение стало угрожать значительным сокращением транспортных оленей и, конечно, не могло способство вать усилению товарности местного хо зяйства и покупательной способности на селения. Из этого заколдованного круга Якут ский север стал выходить благодаря на чавшимся с 1933 г. рейсам по Северному морскому пути, с одновременным усиле нием ввоза по Колымским рейсам. На чавшаяся организация речного флота на северных якутских реках и каботажного флота в море Лаптевых производит пол ную революцию в области снабжения и торговли. Если грузы, следовавшие по линии Иркутск—Якутск—Булун, до поступления в пункты потребления раньше находи лись в пути от 17 до 23 месяцев, а в среднем до 10 месяцев, то в настоя щее время грузы, идущие из Мурманска по Севморпути, приходят в Якутск через 6 —7 месяцев после их отправки из Мос квы, и имеется даже возможность дове сти срок среднего пробега до 5— 6 ме сяцев. В то же время транспортировка гру зов по Севморпути (несмотря на высо кие речные тарифы в низовьях Лены) становится более выгодной в сравнении с южным направлением.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz