Советская Арктика. 1935, № 2.

38 Советская Арктика-1935-№ 2 номполитику, ленинизм, истмат с осно­ вами диамата и английский язык. К о в т о р о м у ц и к л у , на КОТ 9 - ръій уделяется 1765 часов, относятся предметы: высшая математика, теорети­ ческая механика, начертательная гео­ метрия, физика, фотография, рисование, электротехника и радиотехника, топо­ графия и топографическое черчение и земной магнетизм. Изучение этих пред­ метов необходимо как основа к изуче­ нию дисциплин специального цикла. К ц и к л у с п е ц и а л ь н о м у , на который уделяется 1674 часа, относятся предметы: геодезия с картографией, гидрография, астрономия, кораблево­ ждение, гидрология с метеорологией и теория и устройство корабля. Так как специальный цикл является основным в учебном плане института, то я укажу на характер изучения каждого из них в отдельности. 1. Г и д р о г р а ф и я состоит из от­ дельных частей, имеющих целью изуче­ ние той внешней обстановки, в которой протекает плавание судна. К числу этих частей относятся: а) приемы морской описи, занимающиеся исследованием морфологии морского ложа для целей навигации и составления морских карт; б) общая геология, дающая основные знания по генезису и структуре ложа водных объектов; в) отдел ограждения морей, изучающий технику создания на берегах искусственной обстановки, улуч­ шающей и облегчающей условия пла­ вания судов. 2 . А с т р о н о м и я так же, как и гидрография, является ведущей дисци­ плиной института. Из этого обширного предмета выделяются те части, которые обеспечивают твердое знание приемов геодезической (полевой) и мореходной астрономии. Назначением курса г е о д е з и и является изучение методов полевых и камеральных работ по созданию опор­ ных пунктов для гидрографических, т о ­ пографических и картографических ра­ бот. 3. К о р а б л е в о ж д е н и е охваты­ вает цикл дисциплин, дающих студентам теоретическую и практическую подго­ товку к производству на корабле всех работ, связанных с проводкой корабля из одного места в другое. Отдельными частями курса кораблевождения явля­ ются: а) н а в и г а ц и я — дающая ука­ зания, как направить корабль по вы­ бранному пути и как во время плавания следить за тем, следует ли корабль по этому пути или он уклоняется в сторо­ ны; б) л о ц и я , знакомящая мореплава­ теля со всеми средствами, обеспечиваю­ щими безопасность кораблевождения; в) м о р е х о д н а я а с т р о н о м и я , указывающая средства и методы рабо­ ты при плавании корабля в открытом море, когда единственными опорными точками для определения места судна являются небесные светила; г) д е в и а ­ ц и я м а г н и т н о г о к о м п а с а , изу­ чающая вопрос о магнитном состоянии железного 1 корпуса корабля, его влияние на магнитный компас и средства и спо­ собы уничтожения этого вредного влия­ ния, и, наконец, д) э л е к т р о н а в и г а- ц и о н н ы е п р и б о р ы, где изучаются все новейшие электромеханические сред­ ства, служащие для безопасности кораб­ левождения. К положительным моментам плана следует отнести то обстоятельство, что факультативные предметы, как-то: исто­ рия исследования и география полярных стран, ледовая навигация, методы гео­ физической разведки, дополнительные главы из геодезии и астрономии и эн­ циклопедия водного транспорта — вхо­ дят в учебный план и на прохождение их выделены 256 часов. Наиболее ‘правильная постановка прак­ тических занятий состоит в проведении на первых двух курсах учебной прак­ тики. По окончании первого теоретиче­ ского курса первая практика должна за­ ключаться в: а) ознакомлении студентов с морским делом — терминология, греб­ ное и парусное учение; б) работах по топографии — угломерная и углоначер­ тательная съемка крупных масштабов; в) работах по гидрографии — всевозмож­ ные виды шлюпочного промера. Практические занятия студентов 2 -го курса должны состоять из: работ по то­ по графии ,— все виды мелкомасштабных съемок, работ по геодезии — триангуля­ ция, работ по гидрографии — судовой промер, по кораблевождению — изучение навигационного инструментария и про­ кладка в порядке несения штурманской вахты. Практика студентов 3, 4 и 5-го кур­ сов должна носить производственный характер, причем студенты 3-го курса должны плавать со своим педагогиче­ ским составом на учебном судне, но, в отличие от практики студентов первых двух курсов, студенты 3-го курса долж­ ны плавать в северных морях и выпол­ нять производственные задания Глав- севморпути, а также учебную практику по астрономии, гидрологии и прочим разделам кораблевождения. Студенты 4 и 5-го курсов для проведения летних практических занятий должны расписы­ ваться по судам гидрографических экс­ педиций и отрядов. В виду острого кризиса с кадрами, ощущаемого Гидрографическим управле­ нием Главсевморпути, последнее вошло с ходатайством во Всесоюзный Комитет по высшему техническому образованию о разрешении открыть одновременно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz