Советская Арктика. 1935, № 2.

В. П. Остроумова. О системе работы авиолиний 23 при каждой авиобазе была лошадь или чтобы хозяйственные организации Глав­ севморпути по требованию начальника автобазы предоставляли лошадь или собак. Организовать связь Самолеты на 75% летают вслепую. Если погода установилась в Дудинке, то для того, чтобы лететь наверняка, нужно знать погоду в Усть-Порту. Но тут .начинаются «родовые муки» с радио и метеостанциями. Радиостанции на 50 процентов при­ надлежат Наркомсвязи. В той же, на­ пример, Дудинке нет совсем рации Глав­ севморпути, а на запрос о погоде нар- комсвязевские станции отвечают, что ме­ теосводки они обязаны давать только в 8 часов утра, а в 4 часа дня они по расписанию передают только общие те­ леграммы. Это в лучшем случае. В худшем — они просто не отвечают на вызов, за­ являя, что будут говорить только тогда, «когда придет расписание». На мои требования давать из Дудин­ ки сведения о погоде в рацию Главсев- морпути, Дудинская рация ответила, что это невозможно, так как рация Главсев- морпути — «чужая». Когда нам удалось сорганизовать чет­ кую работу рации Главсевморпути, то мы уперлись в стену раций Нарком- связи. Наконец, если налаживалась ра­ бота всех радиостанций, то подводили метеостанции, которые тоже дают свод­ ки о погоде только по своим расписа­ ниям, а не тогда, когда это нужно лет­ чикам. Прилеты и вылеты поэтому не­ ожиданны. Прилетев 25 апреля поздно ночью, Молоков долго кружил над аэродромом Игарки, не видя, куда и как сесть. Что надо делать? 1) Необходимо добиться, чтобы все рации Заполярья (и по линии северных авиолиний) были немедленно переданы Главсевморпути. Помимо улучшения лет­ ного дела это укрепит и радиосвязь. Ра­ ботники наркомсвязевских раций плохо обеспечены зарплатой и питанием. Радио­ станции Наркомсвязи также не уком­ плектованы кадрами. Работники рации Дудинки единоглас­ но заявили, что если рация перейдет в Главсевморпуть, то они все согласны самозакрепиться еще года на два. 2) Работу раций следует организовать таким образом, чтобы в любое время, по особому призывному звуку, рация прекращала текущую работу, отвечала бы на этот «летный призыв» и переда­ вала или метеосводку или сообщение о вылете. Технически это вполне воз­ можно. Переключение не занимает боль­ ше 1%—2 минут. Передача может занять максимум 5 минут. Это мало отзовется на текущей работе. А если в крайнем случае какая-нибудь телеграмма опоз­ дает на час — другой, урон государ­ ству от этого будет значительно мень­ ше, чем от разбитых самолетов и замо­ роженных людей. Техническая возможность подобной системы радиосвязи проверена нашими радистами. * 3) Метеосводки должны даваться по первому запросу летчика. Работники метеостанции Дудинки подтвердили полную возможность дать в 15-ми- нутный срюк метеосводку о наличной погоде. Лучше обслуживать лётный состав Материальное, культурное и полити­ ческое обслуживание летного состава скверное. Если в этом не будет резкого перелома, то и дальше будет растран­ жириваться ценнейший людской мате­ риал. О д е ж д а . И летчики и механики от­ правляются из Москвы недостаточно экипированными. Ведь, когда я, Голо­ вин и Исаев «засели» на 2 дня в ледя­ ной яме, то на летчиков жутко было тогда смотреть. Мокрые от снега кожа­ ные куртки и штаны на ветре замерзали и превращались в железный панцырь. Для того чтобы откапывать снег, нужно было делать нечеловеческие усилия. Нельзя было согнуть руку, не говоря уже о промерзании тела в таком пан- цыре. Необходимо выработать стандарт одежды летчика и механика: пыжиковый костюм, пыжиковые брюки, бакари на заказ с чертоходами и галошами, пы­ жиковые шапки с двойным мехом, лег­ кие нижние рубашки на меху (какие даются экспедиционным отрядам) и лег­ кие рукавицы с двойным мехом. Пыжи­ ковые костюмы обязательно должны одеваться через голову или же должны быть сшиты на манер комбинезонов с автоматической застежкой. До тех пор, пока наши снабжающие организа­ ции не будут четки в этих вопросах, необходимо будет перед отправкой про­ верять обмундирование каждого лет­ чика. О б а в а р и й н о м п а й к е . Аварий­ ный паек запломбировывается в Москве. Содержание пайка поэтому летчикам не­ известно. Застряв в пути, мы испыты­ вали большую нужду в огне — спич­ ках. Вскрыли паек. Ни спичек, ни папи­ рос, ни галет, ни шоколада, ничего кон­ центрированного, чем можно было бы поддержать силы. Напихано банок с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz