Советская Арктика. 1935, № 2.

Летать круглый год В. П. ОСТРОУМОВА О СИСТЕМЕ РАБОТЫ АВИОЛИНИЙ Статья начальника Игарского политотдела Главсевмор- п ути - обработка редакцией весьма интересного донесения тов. Остроумовой, адресованного Политуправлению. Тов. Остроумова свежо, остро ставит ряд вопросов системы работы наших авиолиний в условиях Арктики. Эта статья, надеемся, вызовет ряд откликов со стороны наших летчи­ ков, бортмехаников и начальников авиотрасс. Продуктивно использовать лётное время При быстрой и резкой смене темпе­ ратуры, ветров и туманов, лётная погода на Севере должна быть уловлена и ис­ пользована полностью. На самом же деле летные возможности используются только на 25—30%. Зависит это от усло­ вий, в которые поставлены летчики. Вот пример из полетов, в которых я непосредственно участвовала. После двух дней вынужденного ожидания пурга н а ­ конец прекратилась, видимость стала прекрасная. Ветер менял направление. Лететь до Норильска — всего 30—40 ми- ьут. Но тут начинается «пусковой пе­ риод». Во-первых, от авиобазы до аэро­ дрома (расстояние минимум ІѴ 2 — 2 км) летный состав принужден тащить на себе паяльные лампы и другие инстру­ менты. Во-вторых, подсунув под чехол две паяльные лампы и другие инстру­ менты, подогревают, вернее «поджи­ гают» мотор около 2 —3 часов. Покуда грелся мотор (при мне это продолжа­ лось 5 — 6 часов), погода опять ухудши­ лась. Летчик все-таки поднимается, но, пробыв минут пять в воздухе и поте­ ряв видимость, он, конечно, возвра­ щается обратно. После этого — опять сидение. Потом опять наступает летная погода, опять бесконечное подогревание и т. д. Если к этому прибавить, что от резкой смены температуры (например, 28 апреля в Дудинке за 3 часа темпе­ ратура упала с 20 градусов мороза до нуля) пусковое магнето начинает кап­ ризничать, то для того, чтобы проле­ теть полчаса или час, нужно потратить еще два часа на смену или просушку отсыревшего магнето. Чтобы устранить все эти недочеты, мы предполагаем построить передвиж­ ные ангарчики (Молоков и Головин це­ ликом одобрили эго мероприятие). После полета самолет сунет голову с мотором в этот ангарчик, брезентовая дверь плотно затянет его, и мотор будет на­ ходиться все время в нормальной тем­ пературе. Для полета достаточно будет лишь повернуть пропеллер. Ангарчик — простой фанерный ящик с кирпичной печкой. Стоять он должен на санках. С момента завоза в него мо­ тора там должно быть постоянное де­ журство. Такой ангарчик будет стоить около пяти тысяч рублей. Построить его можно в течение нескольких дней и в Дудинке, и в Норильске, и в Усть- Порту, не говоря уже об Игарке. Пре­ имущества его огромны, — помимо со­ хранения летного времени, мы изба­ вляемся от опасности сжечь мотор при подогреве паяльными лампами. Кроме того, на разогрев масла в. ангарчике опять-таки уйдет в десять раз меньше времени, чем в настоящих условиях. Из­ нашиваемость мотора будет тогда зна­ чительно меньше. И, наконец, летный состав будет работать в нормальных условиях. Для того чтобы летный состав не те­ рял времени и силы при передвижений с аэродрома и обратно, нужно, чтобы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz