Советская Арктика. 1935, № 2.

П. В. Орловский. ГиОрографические работы в 1965 году 19 в этой части Северного морского пути работы лимитируются недостатком пло- вучих средств. Для усиления этого участ­ ка работ в 1935 г. переводятся с запада на восток два гидрографические судна — «Хронометр» с реки Оби и вновь по­ строенный (в Архангельске) моторный бот грузоподъемностью в 100 тонн. В 1935 г. в м о р е Л а п т е в ы х должно быть закончено гидрографиче­ ское обследование Хатангского залива и бухты Нордвик. Работы будут произ­ водиться гидрографическим отрядом, оставшимся на зимовку в устье реки Хатанги на шхуне «Лаптев». В резуль­ тате этих работ обеспечивается заход в Хатанрский залив и бухту Нордвик морским судам, снабжающим геологи­ ческие партии, производящие нефтяные изыскания. Мы должны там окончить судовой и шлюпочный промер, топо- прафическую съемку и произвести астро­ номические и магнитные наблюдения, изучение навигационных характеристик. Изучение навигационных характери­ стик моря Лаптевых между Таймырским полуостровом и Новосибирскими остро­ вами в 1935 г. будет произведено спе­ циально выделенным гидрографическим отрядом на шхуне «Полярная звезда». Это первые систематические работы в этом, до сих пор еще не исследован­ ном районе. Отрядом на шхуне «Поляр­ ная звезда» будет сделан ряд гидроло­ гических разрезов и суточных гидроло­ гических станций, в первую очередь для освещения трассы морского пути, проле­ гающего через море Лаптевых. Помимо шхуны «Полярная звезда» в этом районе будет работать моторный бот, грузоподъемностью в 100 тонн, пе­ реводящийся с запада. Этот бот с гидро­ графическим отрядом на борту, выйдя из Архангельска 15 июля вместе с су­ дами 3-й Ленской экспедиции, произве­ дет гидрологические разрезы и станции в проливе Югцрский Шар, затем у за­ падного берега полуострова Ямала и в районе островов Белый — Диксон, со­ гласуя свою работу с работой «Смоль­ ного» в этих районах. Пройдя с судами 3-й Ленской экспедиции в море Лапте­ вых, 100 -тонный бот сделает один или два гидрологических разреза по парал­ лели и 15 сентября уйдет на зимовку в бухту Тикси. Д л я р а й о н а Н о в о с и б и р с к и х о с т р о в о в , лежащих на пути следова­ ния транзитных судов, гидрографиче­ ское обследование имеет исключительно важное значение. В первую очередь не­ обходимо исследовать пролив Дмитрия Лаптева, работы в котором были начаты еще в 1934 г. В 1935 г. эти работы бу­ дут продолжены гидрографическим от­ рядом на шхуне «Темп». «Темп» сна­ чала доставляет к устью реки Инди­ гирки лоцдистанцию, совместно с кото­ рой исследует подходы к устью реки Ин­ дигирки, куда в дальнейшем она прове­ дет ледокольный пароход «Русанов» к месту разгрузки. Гидрографические работы отряда на «Темпе» заключаются в систематическом промере пролива Дмитрия Лаптева, съемке и триангуля­ ции южного побережья острова Боль­ шого Ляховского и материкового побе­ режья к югу от него, астрономических и магнитных наблюдениях, постройке на­ вигационных знаков и изучении навига­ ционных характеристик в проливе и при­ легающих районах. Для гидрографического освоения р е к Я к у т и и в 1934 г. было организо­ вано В о с т о ч н о с и б и р с к о е у п р а ­ в л е н и е Г и д р о г р а ф и ч е с к о й с л у ж б ы . В 1935 г. эго управление продолжит начатые в прошлом году ра­ боты на реке Лене. На всем участке от Алдана до бухты Тикси будут произве­ дены описные работы, установлены фут- шточные посты, поставлены ограждения. В первую очередь следует отметить ор­ ганизацию а э р о ф о т о с ъ е м к и на участке от Якутска в направлении на Жиганск, а также на одном из рукавов дельты реки Лены. Аэрофотосъемка впервые производится в Арктике. В слу­ чае положительных результатов аэро­ фотосъемка открывает широкие гари- зонты для гидрографии. Одновременно на снимаемых аэрофотосъемкой участ­ ках будет разбита сеть астрономических пунктов, являющаяся основой для нало­ жения на карту данных аэрофотосъемки. На участке от Алдана до Жиганска будет произведена топографическая съемка 5 перекатов, от Жиганска до Бѵ- луна — определение астрономических пунктов и шлюпочный промер, в дельте реки Лены — определение астрономиче­ ских пунктов, и, если позволит обста­ новка,— будут построены навигацион­ ные знаки дальней видимости на мысе Баркин-стан и на острове Дунай. Восточносибирское управление рас­ пространяет свою деятельность и на другие реки Якутии. В 1935 г. оно орга­ низует на реке И н д и г и р к е лоцди­ станцию, которая отправляется на «Тем­ пе». Лоцдистанция произведет шлюпоч­ ный промер, триангуляцию 3-го класса и установит водопост в устье реки Оле­ нек. К востоку в устье реки Колымы в 1935 г. заканчиваются работы послан­ ного в зиму 1933/34 г. гидрографиче­ ского отряда. В прошлом году с боль­ шими трудностями добравшийся через Якутск и верховья Колымы, пройдя часть пути пешком, гидрографический отряд начал обследование устьевого 2 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz