Советская Арктика. 1935, № 2.

м Советская Арктика-1935 ■№ 2 навигационных характеристик, как-то: определение течений, колебаний уровня моря, обмена вод Печорского и Карского морей. В случае тяжелых ледовых условий, в южной части Карского моря имеется еще один — третий, как бы запасной выход в Карское море, — это п р о л и в М а т о ч к и н Ша р . Для навигацион­ ных целей Матшар достаточно обследо­ вав, он требует только дообследования восточного его выхода от радиостанции до моря, а также, как и в двух других проливах, обследования подходов к нему с востока и запада. При подходе к про­ ливу с востока, при ошибке в счисле­ нии (а в условиях Арктики ошибки в счислении достигают нередко 50 миль и больше) не исключена возможность принять с дальнего расстояния за вход в пролив устье какого-нибудь глубокого залива, расположенного к северу от него, например, Чекина и Незнаемого. По очертаниям своих берегов и своих вхо ­ дов эти заливы издали похожи друг на друга и на Матшар. Этот ложный вход подобен ложному входу в пролив Бос­ фор (в Черном море), также вводящему в заблуждение (на дальнем расстоянии и при плохой видимости). Так как из-за неизученности течений в Карском море, частого отсутствия об­ сервации (вследствие пасмурной погоды), вынужденного изменения курсов (из-за ледовой обстановки), суда часто выхо­ дят не к устью проливов, а значительно южнее или севернее, — обследование подходов к проливам является обяза­ тельным. Необходимо обеспечить суда подроб­ ными картами не только проливов, но и побережья ближайших районов. Это тре­ бует производства достаточного при­ брежного промера. Одновременно с освещением и про­ веркой существующего ограждения, в текущем году будут установлены в про­ ливах новые знаки и будет модернизи­ рована гидрографическая обстановка (электро- и светомаяки, электросире­ ны и пр.). В с е в е р о в о с т о ч н о й ч а с т и К а р с к о г о м о р я экспедиция на ле­ докольном судне «Малыгин», с берего­ выми партиями совместно с «Смольным» произведет гидрографическое обследо­ вание т р е х т р а с с морского пути от Баренцова моря к проливу Вилькицкого. П е р в а я т р а с с а , или южный ва­ риант пути, в настоящее время более хоженный. Этот вариант пролегает че­ рез южные проливы к острову Диксон и далее проходит вдоль побережья Хари­ тона Лаптева между островами архипе­ лага Норденшельда, через Таймырский залив, к мысу Челюскина. В т о р о й п у т ь — от Диксона проходит вдоль опушки островов-шхер Минина, архипе­ лага Норденшельда, вокруг острова Русский через Таймырский залив к мысу Челюскина. И, наконец, т р е т и й в а ­ р и а н т , еще не достаточно исследован­ ный, имеет ориентировочное направление вокруг мыса Желания (северная оконеч­ ность Новой Земли) к острову Уедине­ ния и далее пролегает между островами Кирова и Русским на юг в Таймыр­ ский залив и к мысу Челюскина. В связи с последним вариантом осо­ бое значение приобретает бухта Р у с ­ с к а я Г а в а н ь на Новой Земле. Вы­ полненные в прошлом году значительные гидрографические работы в северовос­ точной части Карского моря ледоколь­ ными судами «Седов», «Садко» и ледо­ колом «Ермак» дали возможность вме­ сте с материалами экспедиций прошльп лет составить батиметрическую карту всего этого района. Полученный рельеф дна и наблюдения последних лет за ле­ довым режимом этого района позво­ ляют сделать предварительные предполо' жения о наиболее выгодных в ледово.* отношении направлениях для третьегс варианта пути. Эти предположения до.т жны быть проверены и обследовань в текущем году. Для разрешения всех этих заданиі ледокольный пароход «Малыгин», выйді из Архангельска, на пути к мысу Жела ния, высаживает в Русской Гавани гид рографический отряд северного побе режья Новой Землл. Отряд заснимет і произведет промер в районе Русско; Гавани и бухты Поспелова у мыса Же лания, обследует удобные гидро- и аэро дромы. С увеличением количества пла вающих вокруг северной оконечкості Новой Земли судов Русская Гавань при обретет значение порта. В этом райоя она является лучшим убежищем и удо( ным местом для отстоя. Судам, идущи первым рейсом, здесь лучше всего ож* дать, когда кромка льдов отойдет о мыса Желания и освободит проход вс круг Новой Земли. Высадив отряд, «Малыі ин» произві дет гидрологический разрез с подрос ным промером по направлению мыс Ж* лания — остров Уединения — остро! Известий ЦИК. Все дальнейшие галс в северовосточной части Карского MOf будут сопровождаться гидрологически!' разрезами и промерами, которые поп» нят собранный в 1934 г. «Седовым» м* териал. Гидрологические разрезы заключай 1 ся в производстве целой серии гидро* гических станций через 15—20 миль оД* от другой на различных горизонта’ обыкновенно 0,5— 10 — 20 — 25— 50—70- І00 м. Полученные температуры воды

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz