Советская Арктика. 1935, № 2.
П. В. Орловский. Гидрографические работы в 1935 году 15 т у р а в о д ы и в о з д у х а и другие метеорологические факторы, а также все то, что связано с условиями судо вождения в отдельных районах и что мы объединяем общим названием н а- в и г а ц и о н н ы х х а р а к т е р и с т и к м о р я . Все эти данные к о н ц е н т р и р у ю т с я в л о ц и и , которая является морским .руководством для плавания. Лоция дополняет карту и служит основ ным пособием для мореплавателя. Из северных морей наиболее изучен ным является Б а р е н ц о в о м о р е , в котором безопасность плавания не многим отличается от друшх морей Со ветского Союза. Значительно хуже дело обстоит с К а р с к и м м о р е м . Произведенные после Октября гидрографические работы в устьях рек Оби и Енисея и в проли вах Новой Земли дали возможность ор ганизовать регулярные рейсы (экспортно импортные перевозки) к этим рекам. Бы ла издана (в 1930 г.) лоция Карского моря, составленная Н. Евгеновым. Но, не смотря на все это, значительная часть Карского моря, в основном его северо- восточная часть, до 1933 г. оставалась мало исследованной и недостаточно изу ченной для безопасного плавания в ней морских судов. Моря же, лежащие к вос току, —• море Лаптевых, Сибирское и Чукотское — до 1933 г. гидрографиче ским исследованием почти не были за тронуты. С 1933 г. гидрографическое обследо вание по Северному морскому пути пе решло в ведение Главсевморпути. Самым больным вопросом гидрографических изысканий являются пловучие средства, ограниченное количество которых лими тирует объем гидрографических работ. II Программа гидрографических работ в 1935 г. должна обеспечить в первую очередь потребность в гидрографическом обслуживании рейсов грузовых судов 1935 г., а затем закрепить обследованием основные трассы морского пути, устье вые участки крупнейших судоходных рѳк и каботажного пути к ним, а также от дельные первоочередного значения реч ные участки. Г и д р оіг р а ф иі ч е с к и е р а б о т ы в з а п а д н о й ч а с т и С е в е р н о г о м о р с к о г о п у т и (Карское море) про изводятся в 1935 г. по трассам движе ния морских судов — к устьям западно сибирских рек — Оби и Енисея, на пу тях следования судов, которые напра вляются к устьям рек Колымы, Лены и Хатанги, и, наконец, на каботажных пу тях вдоль побережья уже обжитых рай онов (Тазовская губа, Гыдоямский и Пя- синский заливы). Все эти участки пути не одинакова изучены, но большинство из них требует еще значительных гидрографических ра бот. Первые три пролива на пути из Ба- ренцова моря в Карское — Ю г о р с к и й Ша р , К а р с к и е В о р о т а и М а т о ч к и н Ша р , — как и в про шлом году, будут обслуживаться гидро графической экспедицией западной ча сти Карского моря в составе гидрогра фического судна «Ломоносов», четырех небольших моторных ботов «Североиод» 2, 4, 7 и «Баклан» и нескольких бере говых партий. Самый южный из трех проливов — Ю г о р с к и й Ш а р — посещался еще 400 лет тому назад новгородцами. До настоящего времени он остается самым ходовым из всех трех проливов. Путь через Югорский Шар удобнее и в нави гационном отношении по ряду причин: из-за более южкого его расположения лед в проливе податливее, в проливе имеется кроме того удобная стоянка для судов, отстаивающихся в ожидании бла гоприятных ледовых условий в Карском море, и, наконец, этот пролив лучше обставлен гидрографически: он имеет уже достаточное количество огней и зна ков. В нем были проведены (в 1934 г.) крупные гидрографические работы, за ключавшиеся в триангуляции съемки и детальном промере всего пролива, а так же были произведены тогда описи вос точного материкового берега к югу от Югорского Шара до устья реки Кары. В 1935 г. будут закончены работы в вос точном выходе из пролива и произве дены обследования подходов к проливу с запада и востока. К а р с к и е В о р о т а — более ши рокий и прямой пролив, несмотря на то, что он сокращает расстояние, — меньше посещается судами. Объясняется это его малой изученностью, отсутствием в нем необходимой гидрографической обста новки и отчасти из-за наличия здесь в навигационный период частых туманов. Описными работами были обследова ны в прошлом году северная и сред няя часть пролива и прямой и довольно широкий 'проход. В 1935 г. гидрографи ческие работы будут завершены описью нижней части пролива. Одновременно бу дут обследованы подходы к проливу с востока и запада. При надлежащем обо рудовании его гидрографической обста новкой, пролив Карские Ворота станет также ходовым. Это увеличит свободу маневрирования судов при выборе ими пути в Карское море. В обоих проливах будут продолжены прошлогодние работы по изучению в них
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz