Советская Арктика. 1935, № 2.

П. В. Орловский. Гидрографические работы в 1935 году 15 т у р а в о д ы и в о з д у х а и другие метеорологические факторы, а также все то, что связано с условиями судо­ вождения в отдельных районах и что мы объединяем общим названием н а- в и г а ц и о н н ы х х а р а к т е р и с т и к м о р я . Все эти данные к о н ц е н т р и ­ р у ю т с я в л о ц и и , которая является морским .руководством для плавания. Лоция дополняет карту и служит основ­ ным пособием для мореплавателя. Из северных морей наиболее изучен­ ным является Б а р е н ц о в о м о р е , в котором безопасность плавания не­ многим отличается от друшх морей Со­ ветского Союза. Значительно хуже дело обстоит с К а р с к и м м о р е м . Произведенные после Октября гидрографические работы в устьях рек Оби и Енисея и в проли­ вах Новой Земли дали возможность ор­ ганизовать регулярные рейсы (экспортно­ импортные перевозки) к этим рекам. Бы­ ла издана (в 1930 г.) лоция Карского моря, составленная Н. Евгеновым. Но, не­ смотря на все это, значительная часть Карского моря, в основном его северо- восточная часть, до 1933 г. оставалась мало исследованной и недостаточно изу­ ченной для безопасного плавания в ней морских судов. Моря же, лежащие к вос­ току, —• море Лаптевых, Сибирское и Чукотское — до 1933 г. гидрографиче­ ским исследованием почти не были за­ тронуты. С 1933 г. гидрографическое обследо­ вание по Северному морскому пути пе­ решло в ведение Главсевморпути. Самым больным вопросом гидрографических изысканий являются пловучие средства, ограниченное количество которых лими­ тирует объем гидрографических работ. II Программа гидрографических работ в 1935 г. должна обеспечить в первую очередь потребность в гидрографическом обслуживании рейсов грузовых судов 1935 г., а затем закрепить обследованием основные трассы морского пути, устье­ вые участки крупнейших судоходных рѳк и каботажного пути к ним, а также от­ дельные первоочередного значения реч­ ные участки. Г и д р оіг р а ф иі ч е с к и е р а б о т ы в з а п а д н о й ч а с т и С е в е р н о г о м о р с к о г о п у т и (Карское море) про­ изводятся в 1935 г. по трассам движе­ ния морских судов — к устьям западно­ сибирских рек — Оби и Енисея, на пу­ тях следования судов, которые напра­ вляются к устьям рек Колымы, Лены и Хатанги, и, наконец, на каботажных пу­ тях вдоль побережья уже обжитых рай­ онов (Тазовская губа, Гыдоямский и Пя- синский заливы). Все эти участки пути не одинакова изучены, но большинство из них требует еще значительных гидрографических ра­ бот. Первые три пролива на пути из Ба- ренцова моря в Карское — Ю г о р ­ с к и й Ша р , К а р с к и е В о р о т а и М а т о ч к и н Ша р , — как и в про­ шлом году, будут обслуживаться гидро­ графической экспедицией западной ча­ сти Карского моря в составе гидрогра­ фического судна «Ломоносов», четырех небольших моторных ботов «Североиод» 2, 4, 7 и «Баклан» и нескольких бере­ говых партий. Самый южный из трех проливов — Ю г о р с к и й Ш а р — посещался еще 400 лет тому назад новгородцами. До настоящего времени он остается самым ходовым из всех трех проливов. Путь через Югорский Шар удобнее и в нави­ гационном отношении по ряду причин: из-за более южкого его расположения лед в проливе податливее, в проливе имеется кроме того удобная стоянка для судов, отстаивающихся в ожидании бла­ гоприятных ледовых условий в Карском море, и, наконец, этот пролив лучше обставлен гидрографически: он имеет уже достаточное количество огней и зна­ ков. В нем были проведены (в 1934 г.) крупные гидрографические работы, за­ ключавшиеся в триангуляции съемки и детальном промере всего пролива, а так­ же были произведены тогда описи вос­ точного материкового берега к югу от Югорского Шара до устья реки Кары. В 1935 г. будут закончены работы в вос­ точном выходе из пролива и произве­ дены обследования подходов к проливу с запада и востока. К а р с к и е В о р о т а — более ши­ рокий и прямой пролив, несмотря на то, что он сокращает расстояние, — меньше посещается судами. Объясняется это его малой изученностью, отсутствием в нем необходимой гидрографической обста­ новки и отчасти из-за наличия здесь в навигационный период частых туманов. Описными работами были обследова­ ны в прошлом году северная и сред­ няя часть пролива и прямой и довольно широкий 'проход. В 1935 г. гидрографи­ ческие работы будут завершены описью нижней части пролива. Одновременно бу­ дут обследованы подходы к проливу с востока и запада. При надлежащем обо­ рудовании его гидрографической обста­ новкой, пролив Карские Ворота станет также ходовым. Это увеличит свободу маневрирования судов при выборе ими пути в Карское море. В обоих проливах будут продолжены прошлогодние работы по изучению в них

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz