Советская Арктика. 1935, № 2.

14 Советская Арктика - '935-M 2 П. В. ОРЛОВСКИЙ ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В 1935 ГОДУ I Мощный размах развертывающегося строительства в Арктике ставит во всю ширь задачу оборудования Северного морского пути. Северный морской путь должен быть оборудован в ближайшие три года так, чтобы суда могли совер­ шать регулярные рейсы по всем морским маршрутам и сквозные рейсы от Барен- цова моря до Берингова пролива. Вдоль всего северного побережья должно быть обеспечено и каботажное плавание. Пе­ ред гидрографией Главсевмориути стоит задача в кратчайший срок обследовать еще не освоенные участки обширного и малоисследованного водного простран­ ства Северного Ледовитого моря. Задачи нашей гидрографии не огра­ ничиваются одним только морским пу­ тем, но распространяются и на северные реки, теснейшим образом связанные с ним. Реки эти своей богато-развитой си­ стемой притоков охватывают огромные пространства материка, являясь естест­ венными путями связи между отдален­ нейшими районами, одновременно они служат как бы подъездными путями к Севморпути. Устьевые участки рек, сты­ ки речного и морского пути требуют первоочередного исследования, ибо в этих районах необходимо соорудить морские псирты или перегрузочные пунк­ ты (для перевалки грузов с реки на море). Отсталость в изучении Севморпути объясняется трудной доступностью этих суровых северных окраин и кратковре­ менностью навигационного периода в се­ верных морях. К систематическим исследованиям Се­ верного морского пути, совершенным до Октябрьской революции, можно отнести работы «Великой северной экспедиции», начатые двести лет тому назад и про­ должавшиеся в течение десяти лет (с 1733 по 1743 г.). Несмотря на несовер­ шенство тогдашних приборов и устаре­ лые методы исследования, эти работы для многих районов еще и поныне слу­ жат единственной основой для составле­ ния карт. Ряд последующих исследований, сде­ ланных К р у з е н ш т е р н о м , Б и л ­ л и н г с о м , С а р ы ч е в ы и, В р а н г е ­ л е м, А н ж у , Л и т к е , Т о л е м и другими, значительно пополнил эти ма­ териалы, но эти исследователи охваты­ вали только отдельные участки пути. Гидрографическое исследование Сев- морпути в целом было предпринято и экспедицией Северного Ледовитого океана, которая на специально для этой цели построенных судах «Таймыр» и «Вайгач» работала с 1911 по 1914 г. В результате работ этой экспедиции была открыта Северная Земля, составлены подробные карты восточных районов, пополненные морским промером, и были изданы материалы по лоции Сибирского моря (от мыса Дежнева до мыса Че­ люскина). Из иностранных исследований по гидрографии Севморпути можно от­ метить работы экспедиции Норденшель- да на «Веге», Нансена на «Фраме» и Амундсена на «Мод». Однако, все эти исследования дали возможность составить только географи­ ческие карты. Мелкий масштаб, недоста­ точная точность работы несовершенными приборами и слишком ничтожное коли­ чество промеров глубин— основные чер­ ты работ прежних экспедиций — не мо­ гут, разумеется, удовлетворить требова­ ниям, которые в настоящее время предъ­ являются морским картам. О д н о и з о с н о в н ы х т р е б о в а- ний, п р е д ъ я в л я е м ы х м о р с к и м к а р т а м , — э т о т о ч н о с т ь п о л о ­ ж е н и я з а с н я т о г о н а к а р т у п р о с т р а н с т в а . Если для топогра­ фической съемки, производящейся, на­ пример, для геологических целей, в боль­ шинстве случаев точность положения не так важна, то для морских и гидрогра­ фических целей точность положения за­ снятого побережья имеет огромное зна­ чение. Корабль, идущий в море и проверяю­ щий свое положение по берегу по судо­ вым астрономическим определениям и по счислению, может только тогда хо­ рошо знать свое место и правильно на­ метить свой курс, когда заснятое про­ странство точно положено на карту. Так же точно должны быть наложены на карте измеренные промером глубины. Знание этих глубин позволяет судоводи­ телю иметь верное представление о рельефе дна. Помимо точной и достаточно по­ дробной карты, для навигационных це­ лей необходимо иметь еще и другие дан­ ные, а именно: к о л е б а н и я у р о в н я м о р я , п р и л и в о - о т л и в н ы е я в ­ л е н и я , в л и я н и я н а г о н н ы х и с г о и н ы х ві е т р о в, м о р с к и е т е ­ ч е н и я , л е д о в ы й р е ж и м , п р е ­ о б л а д а ю щ и е в е т р ы ( н а п р а в л е ­ ни я и с и л а ) , т у м а н ы , т е м п е р а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz