Советская Арктика. 1935, № 2.
14 Советская Арктика - '935-M 2 П. В. ОРЛОВСКИЙ ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В 1935 ГОДУ I Мощный размах развертывающегося строительства в Арктике ставит во всю ширь задачу оборудования Северного морского пути. Северный морской путь должен быть оборудован в ближайшие три года так, чтобы суда могли совер шать регулярные рейсы по всем морским маршрутам и сквозные рейсы от Барен- цова моря до Берингова пролива. Вдоль всего северного побережья должно быть обеспечено и каботажное плавание. Пе ред гидрографией Главсевмориути стоит задача в кратчайший срок обследовать еще не освоенные участки обширного и малоисследованного водного простран ства Северного Ледовитого моря. Задачи нашей гидрографии не огра ничиваются одним только морским пу тем, но распространяются и на северные реки, теснейшим образом связанные с ним. Реки эти своей богато-развитой си стемой притоков охватывают огромные пространства материка, являясь естест венными путями связи между отдален нейшими районами, одновременно они служат как бы подъездными путями к Севморпути. Устьевые участки рек, сты ки речного и морского пути требуют первоочередного исследования, ибо в этих районах необходимо соорудить морские псирты или перегрузочные пунк ты (для перевалки грузов с реки на море). Отсталость в изучении Севморпути объясняется трудной доступностью этих суровых северных окраин и кратковре менностью навигационного периода в се верных морях. К систематическим исследованиям Се верного морского пути, совершенным до Октябрьской революции, можно отнести работы «Великой северной экспедиции», начатые двести лет тому назад и про должавшиеся в течение десяти лет (с 1733 по 1743 г.). Несмотря на несовер шенство тогдашних приборов и устаре лые методы исследования, эти работы для многих районов еще и поныне слу жат единственной основой для составле ния карт. Ряд последующих исследований, сде ланных К р у з е н ш т е р н о м , Б и л л и н г с о м , С а р ы ч е в ы и, В р а н г е л е м, А н ж у , Л и т к е , Т о л е м и другими, значительно пополнил эти ма териалы, но эти исследователи охваты вали только отдельные участки пути. Гидрографическое исследование Сев- морпути в целом было предпринято и экспедицией Северного Ледовитого океана, которая на специально для этой цели построенных судах «Таймыр» и «Вайгач» работала с 1911 по 1914 г. В результате работ этой экспедиции была открыта Северная Земля, составлены подробные карты восточных районов, пополненные морским промером, и были изданы материалы по лоции Сибирского моря (от мыса Дежнева до мыса Че люскина). Из иностранных исследований по гидрографии Севморпути можно от метить работы экспедиции Норденшель- да на «Веге», Нансена на «Фраме» и Амундсена на «Мод». Однако, все эти исследования дали возможность составить только географи ческие карты. Мелкий масштаб, недоста точная точность работы несовершенными приборами и слишком ничтожное коли чество промеров глубин— основные чер ты работ прежних экспедиций — не мо гут, разумеется, удовлетворить требова ниям, которые в настоящее время предъ являются морским картам. О д н о и з о с н о в н ы х т р е б о в а- ний, п р е д ъ я в л я е м ы х м о р с к и м к а р т а м , — э т о т о ч н о с т ь п о л о ж е н и я з а с н я т о г о н а к а р т у п р о с т р а н с т в а . Если для топогра фической съемки, производящейся, на пример, для геологических целей, в боль шинстве случаев точность положения не так важна, то для морских и гидрогра фических целей точность положения за снятого побережья имеет огромное зна чение. Корабль, идущий в море и проверяю щий свое положение по берегу по судо вым астрономическим определениям и по счислению, может только тогда хо рошо знать свое место и правильно на метить свой курс, когда заснятое про странство точно положено на карту. Так же точно должны быть наложены на карте измеренные промером глубины. Знание этих глубин позволяет судоводи телю иметь верное представление о рельефе дна. Помимо точной и достаточно по дробной карты, для навигационных це лей необходимо иметь еще и другие дан ные, а именно: к о л е б а н и я у р о в н я м о р я , п р и л и в о - о т л и в н ы е я в л е н и я , в л и я н и я н а г о н н ы х и с г о и н ы х ві е т р о в, м о р с к и е т е ч е н и я , л е д о в ы й р е ж и м , п р е о б л а д а ю щ и е в е т р ы ( н а п р а в л е ни я и с и л а ) , т у м а н ы , т е м п е р а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz