Советская Арктика. 1935, № 2.

12 Советская Арктика. ’935-М 2“ залась необходимость поставить ее на повторный ремонт, так как вновь обна­ руженные дефекты были серьезнее уже исправленных. Необходимо всегда учитывать при­ годность нашего речного флота к тяже­ лым условиям плавания в морской об­ становке. Это относится к той части енисейского флота, которая работает в Енисейском заливе до острова Диксон и устья реки Пясины. Часть аварий безусловно является р е ­ зультатом выхода за 70° и 72° речных судов, не приспособленных к морским условиям. Тем ббльшая ответственность и осторожность должна пронизывать р а­ боту командного состава и команды тех судов, которые совершают такие «мор­ ские» рейсы. II Второй год повторяются одни и те же печальные факты . . . Через льды Арктики, через два полярных моря, ге­ роические моряки-полярники проводят суда Ленского похода, превращая ледо­ вые лабиринты в «проезжую дорогу» Страны Советов. А н а Л е н е , где десятки лет существует судоходство, где имеется месячный срок на проводку су­ дов от бухты Тикси до Якутска, в т о ­ р о й г о д не успевают доставить ка­ раван до Якутска, и половина тоннажа и грузов оставляется на зимовку на «Турьем взвозе» (в 160 км от Якутска). Это наносит громадные материальные убытки, омертвляет необходимые якут­ ским организациям (в том числе и Сев­ морпути) грузы до следующей навига­ ции, создает ломку всех планов гуже­ вых перевозок Якутии; наконец, это сни­ жает огромный политический и хозяй­ ственный эффект всей Ленской опера­ ции. Причины запоздания: 12 серьезных аварий и посадок на мель за время сле­ дования от бухты Тикси до Якутска, трата 15 суток на прохождение 240 км от Алданских перекатов до Якутска. Имеющиеся материалы (аварийные акты) о работе ленского речного транс­ порта дают картину строго официаль­ ную, сухую и наполненную десятками ссылок на «объективные обстоятель­ ства», жалоб командования на плохую обстановку пути по Лене, на плохое снабжениг. И лишь только один доку­ мент— протокол производственного со­ вещания ленских моряков по итогам рейса — дает действительно объектив­ ную оценку работы и командования и плавсостава и роли всех «объективных причин». Производственное совещание говорит о неудовлетворительной работе ленского флота и вскрыаает истинные причины аварий: «это беспомощность и исевдодемократизм командования, отсут­ ствие единоначалия на судах, грубые ошибки капитанов, допущенные при про­ хождении через Алданский перекат, и совершенно неудовлетворительная обста­ новка пути, повлекшая многочисленные задержки, ночевки и пробные промеры. Часть вех была поставлена совершенно­ неверно, и каравану приходилось круто отворачиваться от обстановки, так как опытные лоцманы заявляли, что вехи не­ правильно ограждают мели, и шли в сто­ рону от них. Одной из самых серьезных потерь во время аварий является утеря якоря «Пятилеткой» — что ставит под угрозу возможность работы теплохода в навигацию 1935 г.» 1 Дополнительные трудности в управле­ нии судами создавало совершенно недо­ пустимое положение со смазочными' маслами. В 9 бочках, специально приве­ зенных пароходом «Леной» в Тикси, вместо масла оказалась нефть, а мор­ ским путем смазки не было привезено совсем. Это создавало угрозу остановки «Пятилетки» во время пути. Неудовле­ творительно было поставлено также снабжение судов запасными частями. Наконец, уравниловка и низкая опла­ та труда п л а в с о с т а в а за навига­ ционный период и неудовлетворительное снабжение серьезно тормозили закрепле­ ние команды, •поднятие труддисциплины и повышение квалификации, а тем самым и ликвидацию аварий. По данным вод ­ ного отдела бывш. Якуттреста, вычеты 1 из зарплаты матроса теплохода «Пяти­ летка» составляли в навигацию 1934 г.г Вычеты за питание, спецодежду (в рублях) И ю н ь .............................. 172 Июль . .......................... 188 А в г у с т ......................... 198 Сентябрь ■..................... 214 Ок т ябр ь .......................... 194 Из" приведенных цифр видно, что- вычеты весьма большие. «Выручил» плав­ состав лишь заработок на погрузочно- разгрузочных работах (за неимением грузчиков) — 410 руб. за навигационный период. Из 65 предметов, полагавшихся по нормам снабжения, команда получала только 42, причем по 13 предметам снаб­ жение было недостаточное. 1 По имеющимся сведениям, якорь от гружен из Николаева и будет в Якутске к началу навигации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz