Советская Арктика. 1935, № 2.
А . М Марголин. Ликвидировать аварии на речном транспорте И А.М. МАРГОЛИН ЛИКВИДИРОВАТЬ АВАРИИ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ I Аварии на речном транспорте — ос новное зло в его работе. Итоги навига ции 1934 г. показывают тот громадный народнохозяйственный ущерб, который аварии принесли речному флоту Главсев- морпути. Флот бывшего Таймыртреста Глав севморпути за 1934 г. имел 26 а в а р и й с о б щ е й с у м м о й т е х н и ч е с к и х у б ы т к о в в 257,1 т ы с . р у б . и к о м м е р ч е с к и х 218,9 т ыс . р у б . ГІ о ч т и п о л м и л л и о н а р у б л е й у ш л о и з г о с у д а р с т в е н н о г о к а р м а н а в р е з у л ь т а т е а в а р и й . 6000 часов (250 суток) простоя судов из-за аварий в условиях крайней ограниченности тяги и тоннажа на Енисее доказывают, что отсутствует подлинная большевистская борьба за выполнение плана перевозок. О с н о в н а я п р и ч и н а а в а р и й н о с т и ф л о т а как бывшего Тай мыртреста, так и других трестов Глав севморпути — это р а с п у щ е н н о с т ь , у х а р с т в о , п л о х о е с о с т о я н и е т р у д о в о й д и с ц и п л и н ы , о т с у т с т в и е в н и м а н и я к п о д б о р у и в ы р а щ и в а н и ю л ю д е й . Приведем ряд примеров. Рыбница «Пурга» имела посадку на мель, заняв шую 223 часа, вследствие легкомыслен ного отношения капитана, который от сутствовал на палубе во время подхода к мелкой части пути и .не инструктиро вал рулевого. Разбирая причины аварии, комиссия треста выносит «глубоко мысленное* решение — «принять к све дению признание капитаном своей вины в посадке на мель». Баржа № 100, буксируется парохо дом «Эвенки», села на мель на Атама- новых камнях, так как капитан ее т. Широких начал буксировку, не учтя опыта предшествовавшей проводки че рез камни лихтера № 14. На некоторых участках требовался форсированный ход. Зная об этом и о неточности показаний манометров, капитан все же начал бу ксировку и, конечно, не смог дать бы стрый ход и провести баржу через камни. Вместо того чтобы из этого печального эпизода извлечь уроки для всего ко мандного состава, учить критическому, деловому подходу, строгому обдумыва нию каждой операции с учетом своих ресурсов — аварийная комиссия ограни чилась указанием на «неоправданный производственный риск». И это гово рится об аварии, общая сумма убытков которой равна 150 тысячам рублей! Но это не единственные факты, по казывающие низкий уровень трудовой дисциплины на судах бывшего Таймыр треста. Бот «Белушатник» — красавец, гордость промыслового флота ■— 7 ок тября 1934 г. затонул у острова Сиби- рякова. Незадолго до аварии вахтенный матрос был найден спящим, а вахтенный помощник находился у себя в каюте, несмотря на то, что неблагоприятные признаки к этому времени резко усили лись. Капитан — т. Добровольский — не заботился о бдительной вахте и о при готовлении судна к возможно быстрой съемке с якоря, когда это потребуется обстоятельствами. А когда налетел шторм, и буіря, качая «Белушатник», с каждой минутой приближала его к ска лам, к неминуемой гибели, — то в те чение четырех с половиной часов не смогли поднять якоря и дать судну ход. Судно касалось грунта кормовой частью — это выбило руль из петель, и когда «Белушатник», наконец, снялся и отошел за 2 % мили, — руль был утерян, судно потеряло управляемость и было выброшено на отмель. Совершенно безобразно поставлено оборудование судов. Вот краткие вы держки из акта № 22 суднадзора по осмотру теплохода «Бегичев»: «Нет т е леграфа и звонка в машинное отделе ние . . . нет цемента на случай пролома корпуса . . . нет спасательных кругов . .. огнетушителей 3 вместо 5». О дисци плине: «Пожарного расписания команда совершенно не знает — 19 июля мною была произведена пожарная тревога, н и- к т о и е я в и л с я , ни командира, ни пом. командира на судне не оказалось». Акты 1935 г. констатируют то же са мое. Специальный приказ О. Ю. Шмидта (№ 199, от 23 декабря 1934 г.) об уси лении внимания к штурманскому обору дованию судов не выполнен террито риальными управлениями — преемника ми бывш. трестов. Значительную долю вины в этом вопросе несет и А р к т и к- с н а б. Другая причина аварийности нашего флота — это п л о х о е к а ч е с т в о с у д о р е м о н т а . По данным актов Красноярского территориального упра вления видно, какой большой процент недоделок и переделок имел место и в текущем году. Баржа № 24, зимовавшая в Пискунове, была уже отремонтирована на 100 %, как вдруг после осмотра ок а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz