Советская Арктика. 1935, № 2.
Ф. И. Дриго. Строительство ледокольного флота 9 Одновременно с составлением проекта на л/п «Севморпуть № 1» был разрабо тан проект 12 000 -сильного дизель-элек- трического ледокола. Проектанты ледокола руководствова лись материалами сильных мировых ле доколов, а также опытом работы в усло виях Советской Арктики ледоколов «Красин», «Ермак», «Ленин». При проектировании ледокола также были учтены положительные и отрица тельные стороны существующих ледоко лов, выявившиеся в процессе их экс плуатации. В особенности — глубины се верных морей и рек. Проектируемому ледоколу надо было придать такие раз меры, которые обеспечивали бы ему сквозной поход по Северному морскому пути и необходимый радиус действия в полярном море. Особое внимание было проявлено к проектированию первого в мире мощ ного дизель-электрического ледокола. Проект ледокола утвержден. Ленин градский судостроительный завод им. Марти строит два дизель-электрических ледокола по 12 000 л. с. Основное отличие дизель-электриче ского ледокола от парового заключает ся в том, что на дизель-электрическом ледоколе вместо паровых машин и кот лов установлены дизеля, на валу кото рых насажены генераторы постоянного тока. Гребные винты вращаются элек тродвигателями, которые питаются то ком от генераторов. Преимущества дизель-электрической установки по сравнению с паровой сле дующие: 1 . Замена паровых машин двигателя ми внутреннего сгорания значительно уменьшает расход топлива на единицу мощности. Если для парового ледокола расход угля на 1 л. с./час составляет 0,8 кг, то для дизелей расход нефти со ставит только около 0,2 кг. 2 . Меньший расход топлива значи тельно увеличивает радиус действия ле докола. Так, дизель-электрический ле докол может работать в арктических условиях без возобновления запасов то плива в течение 52 суток, в то время как паровой ледокол типа «Красин» — только 27 суток. 3. Главные двигатели могут быть бы стро пущены в ход и так же быстра остановлены, благодаря этому вся ма шинная установка легко приспособляет ся к условиям работы и создается не достижимая для паровой установки гиб кость. 4. Применение электродвигателей для вращения гребных винтов позволяет со средоточить управление гребными вин тами (дача переднего и заднего хода)' непосредственно близко к командному мостику. При помощи обычного машин ного телеграфа капитан собственноруч но, без вмешательства механика, уста навливает требуемый режим работы вин тов. 5. Одна из особенностей, которая вы годно отличает электропередачу от па ровой установки, — это способность со хранять передаваемую мощность при уменьшенном числе оборотов винта. А это очень важно при маневрировании во льдах. II В с е а г г р е г а т ы д л я л е д о к о л о в и з г о т о в л я ю т с я с о в е т с к о й п р о м ы ш л е н н о с т ь ю , ко торая взяла на себя обязательство дать к сроку все необходимое для корабля. На вновь строящихся дизель-элек трических ледоколах обращено особое внимание на размещение команды кора бля и на ее культурно-бытовое обслу живание, а также на оборудование по мещения для научных экспедиций, лабо раторий и мастерских. Дизель-электрические ледоколы снаб жаются новейшими навигационными при борами и механизмами. Основные размеры дизель-электриче ских ледоколов мощностью в 12 000 л. с. по сравнению с паровыми ледоколами в 10 000 л. с. сопоставляются в табли це 2 . Т а б л и ц а 2 Сравнительные размеры парового и дизель-электрического ледоколов Длина палубы Ширина Высота борта Водо- измеіц. Осадка Дедвейт Мощ ность Паровой ледокол . . 106,6 23,1 12,6 11000 9,15 4470 10000 Дизель-электрич. ле докол ..................... 109,0 22,3 12,0 8330 7,25 1830 12000
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz