Советская Арктика. 1935, № 2.

Освоим Северный морской путь Ф. И. ДРИГО СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА I Освоение Северного морского пути требует создания мощного ледокольного флота, оснащенного новейшими (навига­ ционными приборами, отвечающими тре­ бованиям арктического плавания. Ледокольный флот Главсевморпути не удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к ледоколам 'растущим грузооборотом по Северному морскому пути. Количество ледокольных судов, кур­ сирующих в арктических морях, и их мощность можно видеть из таблицы 1 . Т а б л и ц а 1 Наименование судов Г ОД ПОСТ- ; ройки Мощность j; Водоизме­ щение Грузоподъ- емн. чистая Запасы | топлива j в тон. II А. Л е д о к о л ы .Красин* 1917 10000 8750 — 2665 .Ермак* 1899 9500 8250 — 2650 „Ленин" 1917 7980 6000 — 1200 .Литке* 1909 7000 3028 — 750 Б. Л е д о к о л ь н ы е п а р о х о д ы .А. Сибиряков" 1909 2000 2600 8 "'в 292 „В. Русанов* 1908 2200 2600 808 292 »Г. Седов" 1909 2360 3056 1065 285 .Малыгин* 1912 2800 3200 650 300 .Садко' 1913 г. Сл О о 3350 950 250 Из таблицы видно, что количество ледоколов, которые могут совершать проводку грузовых судов во льдах, не­ значительно. Это лимитирует направляе­ мый по Северному морскому пути гру­ зовой флот. Флот ледокольных парохо­ дов с малой грузоподъемностью также ограничен. Все это затрудняет обслужи­ вание полярных станций и ' промыш­ ленно-хозяйственных пунктов, располо­ женных по Северному морскому пути. Перед Управлением Главсевморпути встала, таким образом, з а д а ч а у с и ­ л е н и я л е д о к о л ь н о г о ф л о т а и п о с т р о й к и т р а н с п о р т н ы х с у ­ д о в с л е д о в ы м к р е п л е н и е м . Необходимо было спроектировать та­ кой тип ледокола, который обеспечивал бы сквозной поход от Архангельска или Мурманска до Берингова пролива, а так­ же тип ледокольного парохода, который отвечал бы--'условиям арктического пла­ вания. Проектировка ледокольного парохода разрешалась легче, чем проектирование ледокола. В основу проекта нового типа судна был положен тип существующих ледокольных пароходов, которые уже работали в Арктике. В проект нового типа судна вносились различные доба­ вления и изменения, которые устраняют недочеты существующих судов. Проектирование судна совпало с пе­ риодом, когда л/п «Челюскин» находил­ ся в своем знаменитом рейсе. На «Че­ люскине» было установлено техническое наблюдение за поведением корпуса суд­ на во льдах. Налаженная проектантами связь с «Челюскиным» давала им воз­ можность периодически получать сведе­ ния о влиянии давления льда на кре­ пления корпуса парохода в различных ледовых условиях. Это учитывалось при определении набора крепления корпуса нового типа ледокольного парохода. К составлению проекта были привле­ чены лучшие инженерно-технические си­ лы морского судостроения. Проект был утвержден руководством Главсевмор­ пути. Новый тип проектируемого судна получил название «Севморпуть № 1».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz