Советская Арктика. 1935, № 2.
Освоим Северный морской путь Ф. И. ДРИГО СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА I Освоение Северного морского пути требует создания мощного ледокольного флота, оснащенного новейшими (навига ционными приборами, отвечающими тре бованиям арктического плавания. Ледокольный флот Главсевморпути не удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к ледоколам 'растущим грузооборотом по Северному морскому пути. Количество ледокольных судов, кур сирующих в арктических морях, и их мощность можно видеть из таблицы 1 . Т а б л и ц а 1 Наименование судов Г ОД ПОСТ- ; ройки Мощность j; Водоизме щение Грузоподъ- емн. чистая Запасы | топлива j в тон. II А. Л е д о к о л ы .Красин* 1917 10000 8750 — 2665 .Ермак* 1899 9500 8250 — 2650 „Ленин" 1917 7980 6000 — 1200 .Литке* 1909 7000 3028 — 750 Б. Л е д о к о л ь н ы е п а р о х о д ы .А. Сибиряков" 1909 2000 2600 8 "'в 292 „В. Русанов* 1908 2200 2600 808 292 »Г. Седов" 1909 2360 3056 1065 285 .Малыгин* 1912 2800 3200 650 300 .Садко' 1913 г. Сл О о 3350 950 250 Из таблицы видно, что количество ледоколов, которые могут совершать проводку грузовых судов во льдах, не значительно. Это лимитирует направляе мый по Северному морскому пути гру зовой флот. Флот ледокольных парохо дов с малой грузоподъемностью также ограничен. Все это затрудняет обслужи вание полярных станций и ' промыш ленно-хозяйственных пунктов, располо женных по Северному морскому пути. Перед Управлением Главсевморпути встала, таким образом, з а д а ч а у с и л е н и я л е д о к о л ь н о г о ф л о т а и п о с т р о й к и т р а н с п о р т н ы х с у д о в с л е д о в ы м к р е п л е н и е м . Необходимо было спроектировать та кой тип ледокола, который обеспечивал бы сквозной поход от Архангельска или Мурманска до Берингова пролива, а так же тип ледокольного парохода, который отвечал бы--'условиям арктического пла вания. Проектировка ледокольного парохода разрешалась легче, чем проектирование ледокола. В основу проекта нового типа судна был положен тип существующих ледокольных пароходов, которые уже работали в Арктике. В проект нового типа судна вносились различные доба вления и изменения, которые устраняют недочеты существующих судов. Проектирование судна совпало с пе риодом, когда л/п «Челюскин» находил ся в своем знаменитом рейсе. На «Че люскине» было установлено техническое наблюдение за поведением корпуса суд на во льдах. Налаженная проектантами связь с «Челюскиным» давала им воз можность периодически получать сведе ния о влиянии давления льда на кре пления корпуса парохода в различных ледовых условиях. Это учитывалось при определении набора крепления корпуса нового типа ледокольного парохода. К составлению проекта были привле чены лучшие инженерно-технические си лы морского судостроения. Проект был утвержден руководством Главсевмор пути. Новый тип проектируемого судна получил название «Севморпуть № 1».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz