Советская Арктика. 1935, № 1.
62 ходимость долгого хранения продуктов пи тания, быстрый износ одежды и обуви при маршрутах, охоте, разделке шкур и хозяй ственных работах, наконец отсутствие воз можности замены или приобретения повой одежды и обуви — вот основные доводы, подтверждающие высказанную выше мысль. Хорошая прочная тара и упаковка предот вратят „утечку", усушку, порчу. Консервы с надписью „не подлежат долгому хранению" засылать в Арктику ни в коем случае нельзя. Консервы, предназначенные для долгого хранения, как резерв, должны быть в бан ках, покрытых лаком. Лак предохраняет их от ржавчины. Характерно, что консервы, обнаруженные нашими зимовщиками у мыса Могильного и в избушке у бухты Мод, оставленные в 1914 и 1918 годах экспеди циями Вилькицкого и Амундсена, до сих нор целиком сохранили свои вкусовые качества. При отправке обмундирования безусловно следовалобы считаться с ростом зимовщиков и не давать костюмов и обуви стандартных размеров. Для метеоролога полярной стан ции мыса Челюскин товарища Степанок, например, невозможно было подобрать ни обуви ни костюма. Пожалуй, самой трудной работой для зи мовщиков является стирка белья. Если по лярная ночь отчасти скрывает погрешности выстиранного белья, то в полярныіі день эти недостатки весьма очевидны и служат причиной постоянных упреков врача — строгого блюстителя гигиены.На зимовке мы применяли особые методы стирки, употреб ляли керосин и бензин. Но при этом не всегда получается белизна, и очень часто белье рвется. Необходимо поэтому зимовки обеспечить стиральными машинами больших и малых размеров. Погрузочно-разгрузочные операции—бое вой участок работы. Они закрепляют успех предшествовавших подготовительных работ. Бесплановая погрузка товаров разнызРзимо- вок в общий трюм, наблюдавшаяся в нави гацию 1933 года, привела к хищениям, поте рям и значительно усложнила разгрузку. Транспортные пловучие средства, получен ные в 1933 году, ни в коей мере не обес печивали разгрузки в конечном пункте. Необходимо поэтому, чтобы каждая станция, в зависимости от характера ее ледовых условий, к моменту подхода ледокола была обеспечена пловучими средствами, механи ческой тяговой силой, в виде амфибия или вездеходов. На маленьких станциях, для небольшого количества грузов, достаточно иметь пару лошадей. Если разгрузочные операции уложатся в минимальное количе ство дней, у нас будут огромнейшие выгоды и мы будем застрахованы от возможности вынужденной зимовки пароход?, в Арктике. Умелое маневрирование, применение всех наличных средств, сил и возможностей обес Соввтская А р кт и к а -1935-№ 1 печивают разгрузку и строительство. При мерно при равных условиях разгрузки в навигацию 1933 года в бухте Прончищевой и на мысе Челюскин промышленники группы Журавлева (бухта Прончищевой) успели и выгрузиться и построиться, в то время как из-за недовыгрузки угля и стройматериалов штат зимовки мыса Челюскин пришлось сократить вдвое, и сотни тонн груза, остав шиеся в трюмах судна, вернулпсь обратным рейсом в Архангельск. Хотя мы па наших полярных станциях внедряем механизацию, однако, еще долго в общем виде транспорта Арктики за соба ками останется видное место. Самолет и ве здеходы годны для работ особого порядка, но для гидрологических разрезов, для выхо дов в пролив через торосы собаки незаме нимы. Обычно в своих сводках мы даем количественный состав собачьего стада, не всегда учитывая качество его. На мысе Че люскин количество собак колебалось от 40 до 50, но среди них были годны только две упряжки. Остальные собаки имели те или иные недостатки. Побывав в лапах мед ведя, некоторые выбыли из строя и явля лись лишним грузом, а расстреливать их не всегда решались. Новый начальник стан ции тов. Папанин, получив в наследство 51 собаку, все же решился на этот шаг и освободил свое стадо от малопригодных, нездоровых собак, оставив лишь наиболее приемлемую тяговую силу. При завозе собак обычно полагают, что корм должен быть добыт на месте. Поэтому до сего времени корм пе завозился. Бывало такое положение, когда, в связи с отсут ствием зверя, не хватало корма и приходилось варить собакам рыбу с мукой. Собаки нео хотно ели эту пищу, совершенно отказываясь от нее в течение первых двух-трех дней. Лишь сильный голод заставлял собак под ходить к котлу. Во время длительных и тяжелых маршрутов приходилось брать с со бою такой корм. Этот малоприемлемый груз утяжелял маршрут, а временами и сокращал его сроки. Чрезвычайно целесообразно было бы поэтому забросить на станции, имеющие большие задания по гидрологии и гидрогра фии, некоторое количество пеммикана, кото рый чрезвычайно портативен и в то же время хорошо воспринимается собаками. Нам приходилось готовить пеммикан по реценту тов. Урванцева. В состав этого пем микана входили 30% пропущенного через машинку медвежьего или моржового мяса, такой же процент жиров и 40% муки. Все это смешивалось, раскладывалось порциями по 400—500 граммов каждая. Этот пеммикан был неоднократно испытан во время марш рутов и он показал абсолютную пригод ность. Однако, предпочтительнее все же завоз пеммикана фабричного произ водства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz