Советская Арктика. 1935, № 1.
во 4 апреля в 19 часов с запада к станции подошли два вездехода экспедиции Урван- цева. Одновременно снижался самолет, воз вращавшийся с островов Самуила. Урван- цев прибыл на 16 е сутки, пройдя 400 км в пургу. Вездеходы безукоризненно прошли испытание. 15 мая в книгу приказов по полярной станции вторично вносится сообщение о прибытии экспедиции Урванцева на везде ходах. Уже первый маршрут в феврале — марте, протяжением до 500 км, маршрут, носивший опытный характер, показал цен ность и выносливость вездеходов, с честью выдержавших испытание. Второй маршрут намечался как скоростной пробег с попут ным выполнением производственного зада ния Главсевморпути по переброске с острова Самуила на мыс Челюскин громоздкого авиоимущества. Его доставка сухопутным путем на собаках была невозможна. 15 мая в 0 ч. 15 м. местного времени экс педиция в составе начальника Урванцева, врача Урванцевой, водителей Грачева и Колобаева на двух вездеходах пересекла остров Самуила и вышла к мысу Прончи- іцевой, откуда, следуя береговой линией, в 13 ч. 53 м. прибыла к месту назначения. Адометр отметил пройденный путь в 85 км, на что было затрачено всего 8 с половиной ходовых часов, несмотря на то, что гро моздкие поплавки самолета, поставленные на колеса и прицепленные к вездеходам, тре бовали сугубого внимания, частого осмотра и задержек. Маршрут протекал в пургу, со слабой видимостью, при температуре ми нус 13,2°. Однако все это не затормозило успешного продвижения вездеходов. Груз на обоих вездеходах составлял 1830 кг, в гом числе—• авио(имущество 860 кг, горю чее и смазочное — 370 кг, запчасти и про довольствие —600 кг. Машины в руках опытных водителе» партийцев Грачева и Колобаева пришли в хорошем состоянии. Расход горючего на 1 км составлял 0,8 кг против 1,3 кг в пер вом маршруте. Идея использования везде ходов в Арктике претворена в жизнь. Вез деходы на полярных станциях увеличат техническую мощность, расширят радиус сферы их влияния, усилят большевистские темпы в великом деле завоевания Арктики. 12 июня Лавров и Линдель при легком боковом ветре, хорошей видимости и тем пературе плюс 2 градуса вылетели к остро вам Каменева, с целью ледовой разведки и заброски витаминозных продуктов и ап течки североземельцам. Курс полета Челюс кин— Неупокоев — Гамарник— остров До машний был рассчитан на четыре летных часа. В случае ухудшения видимости пред полагалось огибать береговую линию. Запас горючего был взят на 7 летных часов, про дуктов на 6—9 суток. С «момента вылета самолета между стан циями установилась непрерывная радио Советская А р кт и к а -1935■№ 1 связь. Североземельцы разложили костер, заливая его нефтью. Над станцией высоко поднимались черные клубы дыма. Все сроки истекли, и самолет не прибыл. Урванцев скептически отнесся к предложению об организации спасательной экспедиции. Он указывал на то, что состояние льда, нали чие фирна делают невозможным продвиже ние на собаках. Единственным средством для спасения пропавшего экипажа Урван- цев считал самолет, указывая, однако, что посадка самолета в этот период весьма рнскована. Через несколько дней после вылета, стан ция организовала группу, которой было дано задание дойти до острова Гансена, откуда, свернув к мысу Неупокоева, следо вать до тех пор, пока позволят силы и средства. Прошло 14 суток. 26 июня на зимовку вернулась усталая и измученная поисковая партия, которая не в состоянии была про двигаться по проливу от острова Гансиіа. Мешало огромное количество снежниц на льду в проливе. Одновременно пришла р а диограмма с Северной земли, в которой Лавров информировал о своем прибытии к североземельцам и об аварии, происшед шей у мыса Гамарник. Мотор, работавший при нормальной смазке четко и безукориз ненно, у мыса Гамарник сдал. В воздухе взорвался цилиндр. Опытность Линделя сказалась и здесь. Он посадил самолет „на пятачок“ среди торосов. Во время посадки лопнул передний трос. Два дня Лавров и Линдель пытались вывести самолет из глубокого снега, но выпавшие дожди сде лали эту попытку невозможной. Сняв с с а молета магнето, компас и масляный бак,, приспособив крышку фюзеляжа под нарты, потерпевшие аварию вышли на берег и, не ожидая помощи (в связи с наступлением теплых дней и сложностью перелета), дви нулись пешком к островам. Дорога была крайне тяжелая: глубокая вода, обильный снег, частые дожди и туманы. Работая до полного изнеможения, иногда проходили они по 6 км в сутки. На восточном острове счастливая находка пеммпкана подкрепила продовольственные ресурсы. Импровизиро ванные сани выдержали поход только до о с т р ом Среднего, где пришлось оставить часть багажа. '26 июня измученные Лавров и Линдель прибыли на зимовку Каменева. IV Полет на Северную Землю на „У-2“ был- безусловно рискован, особенно в этот пе риод. Достоинство этого самолета заключа лось в наличии мотора с воздушным охла ждением. Недостатков много: малая ско рость, небольшая мощность мотора, неболь шой радиус действия. Полет на Северную Землю был вполне возможен, но только, на самолете большого радиуса действия а именно на „Р-5.“ Но так как последний‘вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz