Советская Арктика. 1935, № 1.
Наши районы Л. В. СВЕТАКОВ Начальник о-ва Діжсон НА ОС Т Р ОВ Е Д ИК С ОН (РАДИОГРАММА) Остров Диксон и гавань при нем, распо ложенные под 73° 80' сев. широты и 80° 24' вост. долготы, являются надежным убе жищем для мореплавателей. Начиная от пер вых отважных моренлавателей-исследовате- лей Арктики, посетивших о. Диксон,и кончая современными советскими пароходами и ледоколами, бороздящими студеные воды Ледовитого океана, все мореплаватели нахо дили в гавани Диксон спокойную стоянку и отдых после труднейших ледовых походов. С открытием Северного морского пути Диксон стал важной морской базой. Без него движение пароходов по Северному мор скому пути было бы сильно затруднено. Вот почему Главсевморпуть развернул большие работы на этом участке. В 1934 году на Диксон была снаряжена большая строительная экспедиция, состояв шая в летнее время из трехсот человек. Транспорт экспедиции состоял из трактора, вездехода, лошадей, собак, катеров и шлюпок. Экгіедиция была хорошо снабжена обору дованием, инструментами. В задачи строи тельного коллектива входило построить причал в сорок метров для судов с осадкой в 24 фута, построить радиоцентр для дуплекс ной телеграфно-телефонной связи с Москвой, Архангельском и полярными станциями, построить радиомаяк, который, в комплексе с радиомаяком острова Белый, должен обслу живать навигацию морских и воздушных судов. Строители должны были также по строить жилые дома, технические здания, склады и службы. Суровые воды Карского моря грозно и неприветливо встретили строителей. Туманы и пронизывающий норд-остовый ветер удру чающе действовали на вновь прибывших в Арктику людей. В первые дни баржа с грузом в тысячу тонн (ценное оборудование, снаряжение и продовольствие) была выброшена десяти балльным штормом на прибрежные камни и затонула на глубине в 21'3 м. Несколько позднее судно было выброшено на берег. Шторм скоро затопил и вторую баржу. Туго и круто пришлось коллективу в те незабываемые дни. Разгрузка на плечах 2700 г грузов, сохранение этих грузов от до ждя, непогоды, одновременно ударная строй ка жилищ, складов и других сооружений, работа по спасению затонувшего оборудо вания и снаряжения — отучили людей от сна и отдыха. 16—18 часов работы считались нормальным явлением. Холодные ванны в за тонувших баржах рассматривались, как ра бота в нормальных условиях. Но коллектив позиций не сдавал и дела не оставлял. Строи тели напрягали все свои силы, волю и энер гию на выполнение заданий партии и прави тельства. Сплоченный вокруг производствен ных заданий, вокруг парткомсомольского ядра, коллектив стойко вынес все невзгоды, суровую встречу Арктики, наступившую пургу, метели и 50-градусные морозы. Боль шевистской настойчивостью коллектив побе дил все препятствия. Уже к 1 января 1035 г. на Диксоне были построены здания объемом в 14 000 кубомет ров: три жилых дома, больница, здания пере датчиков, помещение для силовых установок механической мастерской, четыре склада, баня, скотные дворы, помещения для собачь его питомника и ряд других служебных помещений. Позднее на соседнем острове Конус также вырос целый поселок (два жилых дома, здание компрессорной механи зированной кузницы на три горна, времен ные склады для горючего и помещение для передвижного компрессора-аггрегата). Диксон имеет три населенных пункта. Это — п о р т на материковой части бухты, с т а р ы й Д и к с о н в глубине бухты и н о в ы й Д и к с о н на мысе Кречатник, на северной оконечности острова. В полярную ночь, когда все эти три точки залиты эле ктрическим светом, Диксон представляет собой большой населенный пункт. Да и в самом деле для Арктики это уже солид ный поселок. Параллельно со строительством граждан ских сооружений, прибывшие зимовщики по мере готовности зданий перевозили обо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz