Советская Арктика. 1935, № 1.

Наши районы Л. В. СВЕТАКОВ Начальник о-ва Діжсон НА ОС Т Р ОВ Е Д ИК С ОН (РАДИОГРАММА) Остров Диксон и гавань при нем, распо­ ложенные под 73° 80' сев. широты и 80° 24' вост. долготы, являются надежным убе­ жищем для мореплавателей. Начиная от пер­ вых отважных моренлавателей-исследовате- лей Арктики, посетивших о. Диксон,и кончая современными советскими пароходами и ледоколами, бороздящими студеные воды Ледовитого океана, все мореплаватели нахо­ дили в гавани Диксон спокойную стоянку и отдых после труднейших ледовых походов. С открытием Северного морского пути Диксон стал важной морской базой. Без него движение пароходов по Северному мор­ скому пути было бы сильно затруднено. Вот почему Главсевморпуть развернул большие работы на этом участке. В 1934 году на Диксон была снаряжена большая строительная экспедиция, состояв­ шая в летнее время из трехсот человек. Транспорт экспедиции состоял из трактора, вездехода, лошадей, собак, катеров и шлюпок. Экгіедиция была хорошо снабжена обору­ дованием, инструментами. В задачи строи­ тельного коллектива входило построить причал в сорок метров для судов с осадкой в 24 фута, построить радиоцентр для дуплекс­ ной телеграфно-телефонной связи с Москвой, Архангельском и полярными станциями, построить радиомаяк, который, в комплексе с радиомаяком острова Белый, должен обслу­ живать навигацию морских и воздушных судов. Строители должны были также по­ строить жилые дома, технические здания, склады и службы. Суровые воды Карского моря грозно и неприветливо встретили строителей. Туманы и пронизывающий норд-остовый ветер удру­ чающе действовали на вновь прибывших в Арктику людей. В первые дни баржа с грузом в тысячу тонн (ценное оборудование, снаряжение и продовольствие) была выброшена десяти­ балльным штормом на прибрежные камни и затонула на глубине в 21'3 м. Несколько позднее судно было выброшено на берег. Шторм скоро затопил и вторую баржу. Туго и круто пришлось коллективу в те незабываемые дни. Разгрузка на плечах 2700 г грузов, сохранение этих грузов от до­ ждя, непогоды, одновременно ударная строй­ ка жилищ, складов и других сооружений, работа по спасению затонувшего оборудо­ вания и снаряжения — отучили людей от сна и отдыха. 16—18 часов работы считались нормальным явлением. Холодные ванны в за­ тонувших баржах рассматривались, как ра­ бота в нормальных условиях. Но коллектив позиций не сдавал и дела не оставлял. Строи­ тели напрягали все свои силы, волю и энер­ гию на выполнение заданий партии и прави­ тельства. Сплоченный вокруг производствен­ ных заданий, вокруг парткомсомольского ядра, коллектив стойко вынес все невзгоды, суровую встречу Арктики, наступившую пургу, метели и 50-градусные морозы. Боль­ шевистской настойчивостью коллектив побе­ дил все препятствия. Уже к 1 января 1035 г. на Диксоне были построены здания объемом в 14 000 кубомет­ ров: три жилых дома, больница, здания пере­ датчиков, помещение для силовых установок механической мастерской, четыре склада, баня, скотные дворы, помещения для собачь­ его питомника и ряд других служебных помещений. Позднее на соседнем острове Конус также вырос целый поселок (два жилых дома, здание компрессорной механи­ зированной кузницы на три горна, времен­ ные склады для горючего и помещение для передвижного компрессора-аггрегата). Диксон имеет три населенных пункта. Это — п о р т на материковой части бухты, с т а р ы й Д и к с о н в глубине бухты и н о в ы й Д и к с о н на мысе Кречатник, на северной оконечности острова. В полярную ночь, когда все эти три точки залиты эле­ ктрическим светом, Диксон представляет собой большой населенный пункт. Да и в самом деле для Арктики это уже солид­ ный поселок. Параллельно со строительством граждан­ ских сооружений, прибывшие зимовщики по мере готовности зданий перевозили обо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz