Советская Арктика. 1935, № 1.
Н. Н. Уреанцев. Х ат а н га—новый горнопромышленный район 51 шир.), вплоть до реки Енисея, а может быть и еще далее на запад. Купола с открытым ядром благоприятны для добычи соли. В этих структурах соль отличается большой чистотой и имеет не ограниченные запасы: стержень соли в сотни метров поперечником уходит на глубину в несколько тысяч метров. В этом отноше нии месторождение Тус-Тах заслуживает внимания в первую очередь. Выходы соли известны злесь вблизи вершины Сопки на высоте 60—80 м над ее подножием (около 120 м над уровнем моря) в провальных воронках на югозападной стороне. Соль — крупнозернистая, белого цвета, совершенно свободна от минеральных примесей: их не более 0,1%. По химическому составу эта соль также отличается большой чистотой. Средняя проба, взятая в 1934 году из рас чистки с глубины 3 м, дала: NaCl (хло ристого натра)— 97,81%, КС1 (хлористого калия) — 1,06%, C a S 0 4 (серно-кислого каль ция — гипса) — 1,02%, M g S 0 4 (серно-кисло- го магния)— следы; минеральных приме сей (кремнезема, глинозема и окислов же леза)— 0,1%. Эта соль — высшего качества и годна для всех видов хозяйства. Запасы ее неизвестны, но несомненно велики, исчи сляясь, вероятно, в сотнях тысяч, если не в миллионах тонн, так как месторождение представляет собою купол с соляным ядром протыкания, которое, вероятно, уходит на большую глубину. Обращает на себя вни мание большое содержание калийных солей (1,06%) в пробе, хотя проба была взята из самой верхней части соляного штока. Есть основания поэтому ожидать на глубине появления калия в количествах, годных для промышленной эксплуатации. Разработку этого месторождения лучше всего вести подземным камерным способом из штольни, заложенной в основании сопки. Рельеф этому вполне благоприятствует. Открытые разработки из-за снежных зано сов, пург и морозов не могут быть реко мендованы, так как обойдутся значительно дороже. Наличие (по данным 1933 года гидрографа С. Лаппо) морских глубин только с север ной стороны полуострова Юрунг-Тумус, глубин, допускающих подход морских судов с осадкой 6—7 м не ближе как 1—1,5 км до берега; открытый характер раііона и господствующие здесь, особенно под осень, штормовые прибойные гетры северных рум бов—создают тяжелые условия для погруз ки. Устройство защитной пристани едва ли возможно из-за пловучих льдов, выжи маемых при нагонных ветрах с большой силой на берег. Вывоз солц на первое время рационально поэтому организовать в бухту Тикси, где в настоящее время строится порт. В Тикси же эта соль будет погружаться из мелко сидящего каботажного флота на морские суда. Каботажные суда с осадкой до 3 м могут (по данным С. Лаппо) проходить в Тикси не кругом дельты, а прямо через Оленек- скую протоку. Это значительно сократит и облегчит путь. При таком варианте пере гон Тикси— Юрунг-Тумус достигает 750 км, причем собственно морской переход равен 3(0 км (200 миль) и может быть проделан в одни сутки. К восточному, защищенному от северных ветров берегу полуострова Юрунг-Тумус суда с 3-метровой осадкой могут подхо дить на 2С0—300 м, т. е. погрузка на них может быть осуществлена конвейерным спо собом. * * * Проблема жидкого топлива для Северного морского пути чрезвычайно актуальна. В условиях арктического плавания нефть, как более теплотворное горючее (до 11 000 кал. вместо 7510— угля), более скорое при по грузке и более компактное, чем уголь, имеет огромное перед углем преимущество. Радиус действия судог, работающих на нефти, зна чительно увеличивается. Если же заменить паровые машины дизелемоторами, то эффект еше более возрастет. Для воздушной аркти ческой службы собственная база горючего в районе непосредственных работ также имеет немаловажное значение. Геологическое строение Хатангского рай она дает полное основание ожидать здесь промышленных месторождений нефти. Одна ко Соляная сопка, где ведется структурное разведочное бурение на нефть, как откры тый купол, не внушает особого оптимизма: верхняя е ю часть уже снесена выветрива нием и нефть частью утрачена, частью про должает теряться, просачиваясь во многих местах обнаженных свит. Разведка здесь должна дать отправной материал для более серьезного промышленного бурения на за крытых куполах, где нефть целиком сохра нилась. В глубине Хатангского залива условия благоприятнее. Морской фарватер (согласно гидрографическим наблюдениям партии С. Лаппо в 1933 году и С. Белова в 1934 і оду) имеет глубины в 15—20 м и более и идет вплоть до мыса Большая Корга иод 73п10'. Выше лежит необследованный еще бар, но наличие на нем отдельных точек с глубинами до 20 м и 20-метровые глубины у селения Хатанги позволяют надеяться найти морской ход вплоть до селения, или даже до устья реки Хеты. Особенно благоприятен район мыса Б. Корга. Морские суда здесь могут под ходить очень близко кберегу. Здесь вероят но наличие закрытого купола, поэтому буре ние на нефть необходимо в дальнейшем пере нести вглубь Хатангской губы, использовав геофизичееьие методы для поисков закрытых куполов и увязывая горноразведочные работы с гидрографическими изысканиями 4 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz