Советская Арктика. 1935, № 1.

Н. Н. Уреанцев. Х ат а н га—новый горнопромышленный район 51 шир.), вплоть до реки Енисея, а может быть и еще далее на запад. Купола с открытым ядром благоприятны для добычи соли. В этих структурах соль отличается большой чистотой и имеет не­ ограниченные запасы: стержень соли в сотни метров поперечником уходит на глубину в несколько тысяч метров. В этом отноше­ нии месторождение Тус-Тах заслуживает внимания в первую очередь. Выходы соли известны злесь вблизи вершины Сопки на высоте 60—80 м над ее подножием (около 120 м над уровнем моря) в провальных воронках на югозападной стороне. Соль — крупнозернистая, белого цвета, совершенно свободна от минеральных примесей: их не более 0,1%. По химическому составу эта соль также отличается большой чистотой. Средняя проба, взятая в 1934 году из рас­ чистки с глубины 3 м, дала: NaCl (хло­ ристого натра)— 97,81%, КС1 (хлористого калия) — 1,06%, C a S 0 4 (серно-кислого каль­ ция — гипса) — 1,02%, M g S 0 4 (серно-кисло- го магния)— следы; минеральных приме­ сей (кремнезема, глинозема и окислов же­ леза)— 0,1%. Эта соль — высшего качества и годна для всех видов хозяйства. Запасы ее неизвестны, но несомненно велики, исчи­ сляясь, вероятно, в сотнях тысяч, если не в миллионах тонн, так как месторождение представляет собою купол с соляным ядром протыкания, которое, вероятно, уходит на большую глубину. Обращает на себя вни­ мание большое содержание калийных солей (1,06%) в пробе, хотя проба была взята из самой верхней части соляного штока. Есть основания поэтому ожидать на глубине появления калия в количествах, годных для промышленной эксплуатации. Разработку этого месторождения лучше всего вести подземным камерным способом из штольни, заложенной в основании сопки. Рельеф этому вполне благоприятствует. Открытые разработки из-за снежных зано­ сов, пург и морозов не могут быть реко­ мендованы, так как обойдутся значительно дороже. Наличие (по данным 1933 года гидрографа С. Лаппо) морских глубин только с север­ ной стороны полуострова Юрунг-Тумус, глубин, допускающих подход морских судов с осадкой 6—7 м не ближе как 1—1,5 км до берега; открытый характер раііона и господствующие здесь, особенно под осень, штормовые прибойные гетры северных рум­ бов—создают тяжелые условия для погруз­ ки. Устройство защитной пристани едва ли возможно из-за пловучих льдов, выжи­ маемых при нагонных ветрах с большой силой на берег. Вывоз солц на первое время рационально поэтому организовать в бухту Тикси, где в настоящее время строится порт. В Тикси же эта соль будет погружаться из мелко­ сидящего каботажного флота на морские суда. Каботажные суда с осадкой до 3 м могут (по данным С. Лаппо) проходить в Тикси не кругом дельты, а прямо через Оленек- скую протоку. Это значительно сократит и облегчит путь. При таком варианте пере­ гон Тикси— Юрунг-Тумус достигает 750 км, причем собственно морской переход равен 3(0 км (200 миль) и может быть проделан в одни сутки. К восточному, защищенному от северных ветров берегу полуострова Юрунг-Тумус суда с 3-метровой осадкой могут подхо­ дить на 2С0—300 м, т. е. погрузка на них может быть осуществлена конвейерным спо­ собом. * * * Проблема жидкого топлива для Северного морского пути чрезвычайно актуальна. В условиях арктического плавания нефть, как более теплотворное горючее (до 11 000 кал. вместо 7510— угля), более скорое при по­ грузке и более компактное, чем уголь, имеет огромное перед углем преимущество. Радиус действия судог, работающих на нефти, зна­ чительно увеличивается. Если же заменить паровые машины дизелемоторами, то эффект еше более возрастет. Для воздушной аркти­ ческой службы собственная база горючего в районе непосредственных работ также имеет немаловажное значение. Геологическое строение Хатангского рай­ она дает полное основание ожидать здесь промышленных месторождений нефти. Одна­ ко Соляная сопка, где ведется структурное разведочное бурение на нефть, как откры­ тый купол, не внушает особого оптимизма: верхняя е ю часть уже снесена выветрива­ нием и нефть частью утрачена, частью про­ должает теряться, просачиваясь во многих местах обнаженных свит. Разведка здесь должна дать отправной материал для более серьезного промышленного бурения на за­ крытых куполах, где нефть целиком сохра­ нилась. В глубине Хатангского залива условия благоприятнее. Морской фарватер (согласно гидрографическим наблюдениям партии С. Лаппо в 1933 году и С. Белова в 1934 і оду) имеет глубины в 15—20 м и более и идет вплоть до мыса Большая Корга иод 73п10'. Выше лежит необследованный еще бар, но наличие на нем отдельных точек с глубинами до 20 м и 20-метровые глубины у селения Хатанги позволяют надеяться найти морской ход вплоть до селения, или даже до устья реки Хеты. Особенно благоприятен район мыса Б. Корга. Морские суда здесь могут под­ ходить очень близко кберегу. Здесь вероят­ но наличие закрытого купола, поэтому буре­ ние на нефть необходимо в дальнейшем пере­ нести вглубь Хатангской губы, использовав геофизичееьие методы для поисков закрытых куполов и увязывая горноразведочные работы с гидрографическими изысканиями 4 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz