Советская Арктика. 1935, № 1.

40 Советски-I Арктика-1935-Л? 1 .Челюскин" в дрейфующем льду ким и английским языками, высшей и сред­ ней математикой. Использовали также все возможности для научных работ. Челю­ скинцы не пропускали ни одного случая, когда можно было провести интересные на­ учные наблюдения. День 13 февраля — день гибели .Челю­ скина". Пурга. Мороз. Туман. В час дня на­ чалась передвижка льдов. Невдалеке обра­ зовался мощный ледяной вал; он двигался на корабль. По распоряжении! тов. Шмидта весь состав экспедиции и команда парохода бросаются разгружать заготовленные при­ пасы на лед. Острой льдиной разрывает стальной бок „Челюскина". машинное Отделение, в трюмы хлынула вода. Корабль тонет. Челюскинцы напряженно работают, спасая все, что можно спасти. Около 4 ча­ сов дня корабль гибнет, увлекая за собой Одного из лучших и крепких челюскинцев, комсомольца Бориса Могилевича. Начались дни жизни на льдине. Дни Л а­ геря Шмидта. Мы понимали, что основной нашей задачей является сохранение коллек­ тива крепким, бодрым, организованным. 06- судив положение, было решено: итти пеш­ ком нельзя. Тяжелый путь но торосистым льдам могли перенести не больше 20—25 человек из всех челюскинцев. Остальные погибли бы на трудном пути. Если стремиться спасти всех, необходимо ждать прилета самолетов. Челюскинцы оста­ лись на месте. С утра до наступления темноты ежедневно строили аэродромы. Их приходилось строить один за другим. Случалось, что только-что построенный аэродром, на который было затрачено много дней упорного труда, при очередной передвижке льда ломался на гла­ зах. Вечера челюскинцы проводили в своих палатках. В свободные ч а с ы— беседы, обсу­ ждение событий. Организовывались на льди­ не лекции, кружки. Отто Юльевич Шмидт провел курс занятий по диалектическому материализму. Проводились беседы и лекции о Монголии, Чукотке, Якутии, империали­ стической войне, на литературные темы. В лагере Шмидта был один томик пушкин­ ских пОэм. С жадностью слушали плотники, кочегары, матросы блестящие строки .Пол­ тавы", „Бориса Годунова", „Руслана и Люд­ милы". На пятый день после схода на лед был выпущен первый номер стенгазеты „Не сдадимся". Выпуск стенгазеты был радост­ ным событием для всех челюскинцев. За первым номером стенгазеты был выпущен второй, третий. На льдине в лагере Шмидта был составлен детальный план книги „О по­ ходе Челюскина". После возвращения в Мос­ кву ьтот план развернулся в известный всем .Трехтомник". Челюскинцы твердо верили в то, что социалистическая родина не оставит их без помощи. Первые известия подтвердили пра­ вильность этих надежд. На помощь челю­ скинцам были брошены самолеты, пароходы, ледокол „Красин". Каждый день по радио получались известия о тОм, как разверты­ ваются мероприятия по спасению. Челюскинцы прекрасно понимали, что во­ лей случая им пришлось попасть в центр внимания не только своей страны, но и всего мира. Они знали, что миллионы трудящихся с тревогой следят за жизнью ста человек на льдине, за их поведением. Основной нашей мыслью и основным нашим стремлением было желание быть достойными нашей вели­ кой родины. Мы сознавали, что, если не будем организованы, не будем крепки, мы Борис Могилевич

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz