Советская Арктика. 1935, № 1.
И. Л. Баевский. Годовщина героической эпопеи _________________ 39 тических областей, проблема физико-хими ческих своііств льда, значение солнечной радиации и многие другие проблемы служат предметами повседневной деятельности Всесоюзного Арктического института. За 15 лет. благодаря неизменной под держке партии и правительства, сделано немало. Но необходимо подчеркнуть, что, л сущности говоря, работа лишь начата. Она приняла другие масштабы, другие орга низационные формы, более соответствующие потребностям нашей великой социалисти ческой родины. Наша ж е целеустремлен ность одна: создание практических воз можностей использования огромных про изводительных сил, таящихся на суше и в морях Советской Арктики. п . .//. і , а і : в с к ш і ГОДОВЩИНА ГЕРОИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ В свой поход, вошсдшніі в историю арк тических исследований, .Челюскин” отпра вился летом 1933 года, имея тройное зада ние. Во-первых, он должен был пройти С е верный морской путь в одну навигацию. Во-вторых, он должен был достичь о-ва Врангеля и сменить там зимовщиков, не име вших смены в течение 4 лет. В-третьих, на всем протяжении своего пути „Челюскин" должен был вести интенсивные научные ра боты. В соответствии с этим определился и личный состав экспедиции. Уже в Карском море, встретив первые льды, „Челюскин" получил повреждения и вмятины. Вообще, путь через Карское море был очень труден. Льды были тяжелы и часто непроходимы. Вместо нормальных 5—6 суток пути от Новоземельских проливов до пролива Вилькицкого „Челюскин" поте рял на преодоление льдов Карского моря целых 18 суток. Только ' сентября пароход достиг пролива Вилькицкого, откуда начался сравнительно легкий участок пути-— море Лаптевых. 15 последней декаде сентября „Челюскин" снова попал в тяжелые льды около острова Колючина. До конца похода, до Берингова пролива, оставалось, примерно, 300—350 км. Напряженное нетерпение охватило весь со став экспедиции, — так близка цель похода и так тяжела вынужденная задержка в не подвижных льдах. Челюскинцы, участники экспедиции, предпринимали все, чтобы осво бодиться от ледового плена. Десятки сна рядов с аммоналом взрывали окружавшие .Челюскин" ледовые поля. С утра до позд ней ночи люди, вооруженные кирками, ло мами, лопатами, окалывали лед вокруг ко рабля. Упорным, тяжелым трудом они соз давали около своего неподвижного корабля пространство, свободное от льда. Руковод ство экспедицией было твердо уверено, что при перемене ветра очередная передвижка льдов приведет к образованию разводий в районе корабля и „Челюскин" остаток пути сумеет пройти собственным ходом. Эти ожидания оправдались; 5 октября впереди по курсу, в направлении к Берин гову проливу, образовалось разводье, и „Челюскин" полным ходом пошел на восток. Тяжелые льды Чукотского моря не дали кораблю долго итти своим ходом. Через двое суток судно снова попало в сплошные ледяные поля. С этого момента „Челюскин" сделался пленником льдов Чукотского моря, из которых ему не суждено было вырваться. Начались дни томительного дрейфа по воле морских течений и ветров. Много раз в течение октября „Челюскин*, впаянный в ледовое поле, то приближался к Берин гову проливу, то удалялся от него. 4 ноября всю массу льда, среди которого находился , Челюскин", начало вдавливать в Берингов пролив. Казалось, наступал конец похода. Еще несколько часов попутного ветра, и „Челюскин* проскочит в Берингов пролив. Т а м — ближайший шторм разобьет льдину и пароход получит свободу. Но в решающие последние часы затих ветер. Переменилось направление течения, и „Челюскин* с большой скоростью об ратным течением погнало из Берингова пролива на север, в Ледовитый океан. Начались дни зимовки. Вместе с д р е й фующими льдами „Челюскин" относило то на север, то на запад, то на восток. Его вы нужденный путь был извилист и петлеоб разен. Наступила полярная ночь. Почти пол тора месяца не было солнца. Весь период зимовки челюскинцы зани мались усиленной работой. Днем — добыча многолетнего льда, подвозка тонн льда к борту парохода, подъем их на палубу. Это было необходимо для получения прес ной воды, которой в сутки уходило до 5—6 тонн. Вечером —усиленные работы кружков: политического, общеобразовательного, по повышению квалификации, занятия немец-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz