Советская Арктика. 1935, № 1.
Р . Л. Самойлович. П ятнадцат ь лет научной работы в А р кт и ке 37 вались малодоступные районы. Еще 15 лет назад мы не имели ни апатитов на Кольском полуострове, ни полевого шпата и слюды в Карелии. Нам неизвестно было геологи ческое строение нашего Севера. Туманно было представление о гидрологическом и ледовом режимах морей. Неясны были те экономические возможности, которые сулил нам Север. Прошло немного времени, и совместными усилиями института и Ака демии Наук под руководством партии и правительства были открыты мировые запасы апатита в Хибинских тундрах. Со ветская Карелия стала базой для керамиче ской промышленности СССР. Псе моря Севера покрылись ниточками маршрутов экспедиционных кораблей. Суда вначале были очень малого размера. Одна из первых экспедиций на Новую Землю в 1923 году была совершена на не большом боге, длиною в несколько метров с моторным двигателем в 5 лошадиных сил. Скептическое отношение к возможностям, которые сулил Север для общей эконо мической жизни страны, рассеивалось изо дня в день, из года в год. Скоро стало совершенно очевидным, что ближний и даль ний Север таит в себе огромный запас производительных сил, которые имеют несо мненное значение для экономической жизни всей страны. Вместе с фактическим освоением терри тории Севера возникали иразрастались науч ные проблемы. Разрешение их имело пра ктическое значение не только для района Советской Арктики, но и для лежащих юж нее областей. Скоро стало ясно, насколько важно систематическое изучение климати ческих особенностей далекой Арктики для прогноза погоды в более южных широтах. По инициативе института была построена в 1923—1924 годах самая северная тогда геофизическая обсерватория на Маточкином Шаре. Вопрос, однако, стоял не только о метеорологических исследованиях и наблю дениях, но и о более широких работах гео физического порядка. В первую же очередь об изучении земного магнитизма. В то время этим, главным образом, и ограничивались геофизические работы на полярных станциях. В процессе работ возникали транспорт ные проблемы. Надо было разрешить задачу наиболее целесообразного применения ко раблей для продвижения среди льдов По лярного моря. 1928 год является в этом отношении переломным. На опыте спасения итальянцев ледоколом „Красин" было с оче видностью установлено значение так назы ваемых активных кораблей — ледоколов. Эти суда, благодаря мощности своих машин и специальному приспособлению обводов корпуса, могут бороться с ледяными пре пятствиями. В самом деле: из 22 кораблей шести различных государств только совет ский корабль — и именно л е д о к о л „Кра син" — мог пробраться сквозь тяжелые льды к итальянцам и спасти семь участников этой полярной экспедиции. Учтя значение ледоколов и ледокольных кораблей, в 1929 году под начальством О. Ю. Шмидта была осуществлена экспеди ция на Землю Франца-Иосифа, которая закре пила формально за Советским Союзом этот большой архипелаг, состоящий из 90 ост ровов. Использование в экспедиции 1930 года того же ледокольного парохода „Седов" дало возможность достигнуть неизвестных тогда западных берегов Северной Земли. Там была оставлена партия во главе с Г. А. Ушаковым для изучения этого совершенно неизвестного тогда района. Мужественная работа Г. А. Ушакова, Н. Н. Урвапцева и их двух спутников привела к тому, что мы в настоящее время хорошо знаем эту страну не только в топографическом отноше нии, но также и геологическое ее строение. С 1928 года советские полярники вышли на международную арену. То, что в нашей стране казалось обыденным делом, прово димым из года в год, для зарубежных капи талистических стран казалось необычайным успехом, к которому вначале даже относи лись несколько недоверчиво. Однако, наша упорная систематическая работа в Совет ской Арктике показала, что мы р е в о л ю ц и о н и з и р о в а л и не только самый ме тод передвижения в арктических областях, но и самый х а р а к т е р работы там. Мы перешли от организации отдельных эпизо дических экспедиций к с т а ц и о н а р н ы м , к продолжающимся из года в год научно- исследовательским работам. II Знаменитый поход ледокольного парохода „Сибиряков", во главе с О. Ю. Шмидтом, осуществил мечту многих народов в тече ние столетий. После того как советская экспедиция успешно прошла в одно лето весь Северный морской путь с запада на восток, картина резко изменилась. Товарищ Сталин с гениальным предвидением опреде лил тогда организационные формы деятель ности на Севере, которые явились толч ком к бурному развитию освоения не только Северного морского пути, как такового, но и тех районов, которые к нему примы кают. Было создано Главное управление Северного морского пути, научно-исследо вательским центром которого стал Всесоюз ный Арктический институт. Все внимание Всесоюзного Арктического института было направлено к осуществлению тех задач, которые четко были сформулированы при организации Главного управления Cep.t-p- ного морского пути и которые сводились к тому, чтобы в к р а т ч а й ш и й с р о к ос воить эту в е л и к у ю м о р с к у ю т р а с с у . Прав был Менделеев, когда в свое время высказывал мнение, что наша страна гео графически обращена ~вонм лицом к Северу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz