Советская Арктика. 1935, № 1.

Р . Л. Самойлович. П ятнадцат ь лет научной работы в А р кт и ке 37 вались малодоступные районы. Еще 15 лет назад мы не имели ни апатитов на Кольском полуострове, ни полевого шпата и слюды в Карелии. Нам неизвестно было геологи­ ческое строение нашего Севера. Туманно было представление о гидрологическом и ледовом режимах морей. Неясны были те экономические возможности, которые сулил нам Север. Прошло немного времени, и совместными усилиями института и Ака­ демии Наук под руководством партии и правительства были открыты мировые запасы апатита в Хибинских тундрах. Со­ ветская Карелия стала базой для керамиче­ ской промышленности СССР. Псе моря Севера покрылись ниточками маршрутов экспедиционных кораблей. Суда вначале были очень малого размера. Одна из первых экспедиций на Новую Землю в 1923 году была совершена на не­ большом боге, длиною в несколько метров с моторным двигателем в 5 лошадиных сил. Скептическое отношение к возможностям, которые сулил Север для общей эконо­ мической жизни страны, рассеивалось изо дня в день, из года в год. Скоро стало совершенно очевидным, что ближний и даль­ ний Север таит в себе огромный запас производительных сил, которые имеют несо­ мненное значение для экономической жизни всей страны. Вместе с фактическим освоением терри­ тории Севера возникали иразрастались науч­ ные проблемы. Разрешение их имело пра­ ктическое значение не только для района Советской Арктики, но и для лежащих юж­ нее областей. Скоро стало ясно, насколько важно систематическое изучение климати­ ческих особенностей далекой Арктики для прогноза погоды в более южных широтах. По инициативе института была построена в 1923—1924 годах самая северная тогда геофизическая обсерватория на Маточкином Шаре. Вопрос, однако, стоял не только о метеорологических исследованиях и наблю­ дениях, но и о более широких работах гео­ физического порядка. В первую же очередь об изучении земного магнитизма. В то время этим, главным образом, и ограничивались геофизические работы на полярных станциях. В процессе работ возникали транспорт­ ные проблемы. Надо было разрешить задачу наиболее целесообразного применения ко­ раблей для продвижения среди льдов По­ лярного моря. 1928 год является в этом отношении переломным. На опыте спасения итальянцев ледоколом „Красин" было с оче­ видностью установлено значение так назы­ ваемых активных кораблей — ледоколов. Эти суда, благодаря мощности своих машин и специальному приспособлению обводов корпуса, могут бороться с ледяными пре пятствиями. В самом деле: из 22 кораблей шести различных государств только совет­ ский корабль — и именно л е д о к о л „Кра­ син" — мог пробраться сквозь тяжелые льды к итальянцам и спасти семь участников этой полярной экспедиции. Учтя значение ледоколов и ледокольных кораблей, в 1929 году под начальством О. Ю. Шмидта была осуществлена экспеди­ ция на Землю Франца-Иосифа, которая закре­ пила формально за Советским Союзом этот большой архипелаг, состоящий из 90 ост­ ровов. Использование в экспедиции 1930 года того же ледокольного парохода „Седов" дало возможность достигнуть неизвестных тогда западных берегов Северной Земли. Там была оставлена партия во главе с Г. А. Ушаковым для изучения этого совершенно неизвестного тогда района. Мужественная работа Г. А. Ушакова, Н. Н. Урвапцева и их двух спутников привела к тому, что мы в настоящее время хорошо знаем эту страну не только в топографическом отноше­ нии, но также и геологическое ее строение. С 1928 года советские полярники вышли на международную арену. То, что в нашей стране казалось обыденным делом, прово­ димым из года в год, для зарубежных капи­ талистических стран казалось необычайным успехом, к которому вначале даже относи­ лись несколько недоверчиво. Однако, наша упорная систематическая работа в Совет­ ской Арктике показала, что мы р е в о л ю ­ ц и о н и з и р о в а л и не только самый ме­ тод передвижения в арктических областях, но и самый х а р а к т е р работы там. Мы перешли от организации отдельных эпизо­ дических экспедиций к с т а ц и о н а р н ы м , к продолжающимся из года в год научно- исследовательским работам. II Знаменитый поход ледокольного парохода „Сибиряков", во главе с О. Ю. Шмидтом, осуществил мечту многих народов в тече­ ние столетий. После того как советская экспедиция успешно прошла в одно лето весь Северный морской путь с запада на восток, картина резко изменилась. Товарищ Сталин с гениальным предвидением опреде­ лил тогда организационные формы деятель­ ности на Севере, которые явились толч­ ком к бурному развитию освоения не только Северного морского пути, как такового, но и тех районов, которые к нему примы­ кают. Было создано Главное управление Северного морского пути, научно-исследо­ вательским центром которого стал Всесоюз­ ный Арктический институт. Все внимание Всесоюзного Арктического института было направлено к осуществлению тех задач, которые четко были сформулированы при организации Главного управления Cep.t-p- ного морского пути и которые сводились к тому, чтобы в к р а т ч а й ш и й с р о к ос­ воить эту в е л и к у ю м о р с к у ю т р а с с у . Прав был Менделеев, когда в свое время высказывал мнение, что наша страна гео­ графически обращена ~вонм лицом к Северу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz