Советская Арктика. 1935, № 1.

Б. Л. Дзердзеевский. Служба погоды и ее работа в Арктике 33 для авиации. Получаемые отчеты о работе и тексты прогнозов свидетельствуют о том, что работа идет нормально. Работа службы погоды в системе Главного управления Северного морского пути, т. е. с 1935 года, развивается на основе опреде­ ленных производственных заданий. Эта работа заключается: 1) в организации об­ служивания на местах, т. е. в организации экспедиционных ячеек и местных бюро по­ годы и бюро оповещений; 2) в контроле за их работой; 3) в обслуживании всей системы Главсевморпути и его отделов консульта­ циями, справками, обзорами, информацией и прогнозами погоды. По требованию упра­ вления воздушной службы, отделом службы погоды давались прогнозы по всем трассам управления. В отделе ведется обычная работа бюро погоды. В течение суток составляются две карты северного полушария, точнее — вы­ резки из карт северного полушария без тропиков, и четыре карты большего мас­ штаба— северного побережья. Используются данные всех аэрологических наблюдений и радиозондов, проводится обычный анализ. Дается обзор и прогноз. Для передачи этих данных .потребителю" отдел издает специ­ альные ежедневные бюллетени. Основное затруднение в работе — плохое получение метеотелеграмм, усугубляющееся у нас еще сложностью пути телеграммы. Вначале телеграмма идет по радиосети Сев- мориути, а затем переходит на провода НКСвязи. Такая двойная передача очень за­ трудняет какую бы то ни было проверку наиболее слабых мест и укрепление их. Отделом ведется постоянная весьма трудо­ емкая работа по проверке прохождения телеграмм. Регистрируется буквально каж­ дая из них. Проверяется время ее отправки, прохождение через промежуточные пункты, вплоть до прихода в Москву, а затем при­ нимаются меры для ликвидации причин не- прихода или опоздания. Удалось изменить схему работы раций Главсевморпути и направить все телеграммы непосредственно по сети своих раций. Это значительно улуч­ шило приход телеграмм, и если раньше мы получали 30—40110 посланных телеграмм, то сейчас эта цифра возросла до 85—100%. Новое расписание работы радиостанций Главсевморпути, составленное радпосек- тором на 1935 год, должно еще значительно улучшить это дело. По новой схеме реши­ тельно все метеорологические телеграммы проходят по сети радиостанций Главсевмор­ пути, вплоть до Москвы. Они все соби­ раются на Диксоне, и оттуда общей поляр­ ной сводкой 4 раза в сутки будут переда­ ваться мощным передатчиком. Чтобы обес­ печить получение всех сводок на Диксоне, предусмотрен целый ряд параллельных кана­ лов. Таким же образом происходит стра­ ховка приема телеграмм от Диксона до Москвы. Эти мероприятия должны, наконец, обес­ печить аккуратное получение метеотеле­ грамм и притом в рекордные сроки (сводка за 01 ч.]— в 02 ч„ за 07 ч. — в 07.5 ч., за 13 ч,— в 13.5 ч. и за 19 ч. — в 18.5 ч.). Следует отметить, что в нерегулярности прихода телеграмм виноваты не только органы НКСвязи, но и недостаточное внима­ ние к передаче метеосводок, необеспечен­ ность в подборе длины волн. К разряду таких недопустимых перебоев в работе синоптических станций относятся, к сожа­ лению, довольно часто встречающиеся пропуски в посылке телеграмм во время смены зимовок. Эти перебои не могут быть оправданы никакими действительно серьез­ ными причинами. Как пример можно ука­ зать хотя бы на мыс Шмидта, с которого при смене зимовки в 1934 году в течение около двух месяцев не приходили метео- телеграммы. Потребовалось вмешательство руководства Главсевморпути, чтобы возоб­ новить работу этой станции. Станция Югор­ ский Шар во время той же зимовки 1934— 1935 года часто передавала в срок, пред­ назначенный по расписанию для метео, частные телеграммы, задерживая метео. В Якутске передача тиксинской сводки с рации Главсевморпути на телеграф для отправки в Москву длится иногда по не­ сколько суток. Совершенно ясно, что для оперативной работы такие сводки теряют значение. Необходимо окончательно изжить эти „ме­ лочи", переходящие в большие препятствия. Другим, помимо ежедневного бюллетеня, видом нашей информации является „Декад­ ный и Ежемесячный бюллетень*. Этот бюллетень издается нами совместно с Бюро долгосрочных ледовых прогнозов. Он содер­ жит метеорологические данные (табличный материал), карты распределения метеороло­ гических элементов, обзор погоды и ледовые сведения. С февраля в бюллетене стали п е ­ чататься материалы подъемов радиозондов, в виде таблиц и графиков. III Расширение работ Главного управления Северного морского пути поставило перед службой погоды новые задачи по его об­ служиванию. Так как эти задачи чисто про­ изводственные, то п все наши схемы должны быть полностью согласованы с темн зада­ ниями, которые дает нам производство, и в первую очередь с обслуживанием самого морского пути и воздушных трасс, осваи­ ваемых нашей авиацией. Для этой цели с 1935 г. предположено организовать одиннадцать бюро оповещений и одно бюро погоды (в Якутске). Пункты намечены следующие: по Северному побе­ режью (одновременно входящие и в авио- трассы) остров Диксон, Тикси, мыс Шмидта и дополнительны^ пункт с одним синоптиком 3 — Советская Арктика № 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz