Советская Арктика. 1935, № 1.
Б. Л. Дзердзеевский. Служба погоды и ее работа в Арктике 33 для авиации. Получаемые отчеты о работе и тексты прогнозов свидетельствуют о том, что работа идет нормально. Работа службы погоды в системе Главного управления Северного морского пути, т. е. с 1935 года, развивается на основе опреде ленных производственных заданий. Эта работа заключается: 1) в организации об служивания на местах, т. е. в организации экспедиционных ячеек и местных бюро по годы и бюро оповещений; 2) в контроле за их работой; 3) в обслуживании всей системы Главсевморпути и его отделов консульта циями, справками, обзорами, информацией и прогнозами погоды. По требованию упра вления воздушной службы, отделом службы погоды давались прогнозы по всем трассам управления. В отделе ведется обычная работа бюро погоды. В течение суток составляются две карты северного полушария, точнее — вы резки из карт северного полушария без тропиков, и четыре карты большего мас штаба— северного побережья. Используются данные всех аэрологических наблюдений и радиозондов, проводится обычный анализ. Дается обзор и прогноз. Для передачи этих данных .потребителю" отдел издает специ альные ежедневные бюллетени. Основное затруднение в работе — плохое получение метеотелеграмм, усугубляющееся у нас еще сложностью пути телеграммы. Вначале телеграмма идет по радиосети Сев- мориути, а затем переходит на провода НКСвязи. Такая двойная передача очень за трудняет какую бы то ни было проверку наиболее слабых мест и укрепление их. Отделом ведется постоянная весьма трудо емкая работа по проверке прохождения телеграмм. Регистрируется буквально каж дая из них. Проверяется время ее отправки, прохождение через промежуточные пункты, вплоть до прихода в Москву, а затем при нимаются меры для ликвидации причин не- прихода или опоздания. Удалось изменить схему работы раций Главсевморпути и направить все телеграммы непосредственно по сети своих раций. Это значительно улуч шило приход телеграмм, и если раньше мы получали 30—40110 посланных телеграмм, то сейчас эта цифра возросла до 85—100%. Новое расписание работы радиостанций Главсевморпути, составленное радпосек- тором на 1935 год, должно еще значительно улучшить это дело. По новой схеме реши тельно все метеорологические телеграммы проходят по сети радиостанций Главсевмор пути, вплоть до Москвы. Они все соби раются на Диксоне, и оттуда общей поляр ной сводкой 4 раза в сутки будут переда ваться мощным передатчиком. Чтобы обес печить получение всех сводок на Диксоне, предусмотрен целый ряд параллельных кана лов. Таким же образом происходит стра ховка приема телеграмм от Диксона до Москвы. Эти мероприятия должны, наконец, обес печить аккуратное получение метеотеле грамм и притом в рекордные сроки (сводка за 01 ч.]— в 02 ч„ за 07 ч. — в 07.5 ч., за 13 ч,— в 13.5 ч. и за 19 ч. — в 18.5 ч.). Следует отметить, что в нерегулярности прихода телеграмм виноваты не только органы НКСвязи, но и недостаточное внима ние к передаче метеосводок, необеспечен ность в подборе длины волн. К разряду таких недопустимых перебоев в работе синоптических станций относятся, к сожа лению, довольно часто встречающиеся пропуски в посылке телеграмм во время смены зимовок. Эти перебои не могут быть оправданы никакими действительно серьез ными причинами. Как пример можно ука зать хотя бы на мыс Шмидта, с которого при смене зимовки в 1934 году в течение около двух месяцев не приходили метео- телеграммы. Потребовалось вмешательство руководства Главсевморпути, чтобы возоб новить работу этой станции. Станция Югор ский Шар во время той же зимовки 1934— 1935 года часто передавала в срок, пред назначенный по расписанию для метео, частные телеграммы, задерживая метео. В Якутске передача тиксинской сводки с рации Главсевморпути на телеграф для отправки в Москву длится иногда по не сколько суток. Совершенно ясно, что для оперативной работы такие сводки теряют значение. Необходимо окончательно изжить эти „ме лочи", переходящие в большие препятствия. Другим, помимо ежедневного бюллетеня, видом нашей информации является „Декад ный и Ежемесячный бюллетень*. Этот бюллетень издается нами совместно с Бюро долгосрочных ледовых прогнозов. Он содер жит метеорологические данные (табличный материал), карты распределения метеороло гических элементов, обзор погоды и ледовые сведения. С февраля в бюллетене стали п е чататься материалы подъемов радиозондов, в виде таблиц и графиков. III Расширение работ Главного управления Северного морского пути поставило перед службой погоды новые задачи по его об служиванию. Так как эти задачи чисто про изводственные, то п все наши схемы должны быть полностью согласованы с темн зада ниями, которые дает нам производство, и в первую очередь с обслуживанием самого морского пути и воздушных трасс, осваи ваемых нашей авиацией. Для этой цели с 1935 г. предположено организовать одиннадцать бюро оповещений и одно бюро погоды (в Якутске). Пункты намечены следующие: по Северному побе режью (одновременно входящие и в авио- трассы) остров Диксон, Тикси, мыс Шмидта и дополнительны^ пункт с одним синоптиком 3 — Советская Арктика № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz