Советская Арктика. 1935, № 1.

24 Советская А р к т и к а -1935-№ 1 Н. И. ЗУ БОВ ПРОБЛЕМА ДОЛГОСРОЧНЫХ ЛЕДОВЫХ ПРОГНОЗОВ Освоение Северного морского пути на­ стойчиво требует краткосрочных и долго­ срочных ледовых прогнозов. Краткосрочные прогнозы могут быть даны приблизительно за несколько суток вперед. Краткосрочные прогнозы основываются: на гидрологических условиях данного бассейна (постоянные и приливные течения), па со­ стоянии и расположении льдов (по данным гидро метеорологических станций и судовых и л еши х ледовых разведок) и кроме того на предшествующей и сложившейся в опре­ деленный момент синоптической обстановке. Если для данного района развитие син­ оптических процессов может быть предуга­ дано, то можно судить о вероятном распо­ ложении льдов па ближайшее время. Дей ­ ствительно, расположение льдов зависит от развития этих процессов, в первую очередь от направления и силы ветра. Таким образом краткосрочные прогнозы в своей основе оперируют с уже сложив­ шимся расположением льдов и предсказы­ вают в связи с изменениями погоды изме­ нения в этом расположении. Задача кратко­ срочных про гно зо в— указать наилучшие пути и сроки для развития морских операций при существующей ледовой обстановке. Но ледоная обстановка, изменяясь от дня к дню и от месяца к месяцу, в то же время подвержена значительным колебаниям. Из истории полярных плаваний известны случаи, когда льдов в каком-нибудь окраин­ ном районе полярного бассейна совершенно не было или же когда льды настолько плотно перекрывали данный район, что даже вре­ менные резкие изменения погоды не могли сколь-нибудь существенно изменить распо­ ложение льдов. Несколько примеров о ко­ раблях одной и той же мощности доста­ точно для иллюстрации сказанного. В 1923, 1930, 1931, 1932, 19,"3 и 1934 годах к Земле Франца-Иосифа можно было подойти (выбрав срок подхода), совершенно не встре­ тив л ь д -jb, как это и доказано плаваниями судов Океанографического института „Пер­ сей" и „Книпович". В 1924, 1928 и 1929 го­ дах тот же „Персей" подойти к Земле Франца-Иосифа из-за льдов не мог. В 1930 г. л'п „Седов" сравнительно легко достиг Северной зем ли. В 1932 году л/п „Сибиря­ ков* и „Русанов" подошли к островам Каменева, совершенно не встретив на пути льдов. В 1933 и 1934 году л/п „Седов" и „Садко" из-за тяжелых льдов к островам Каменева подойти не смогли. Несомненно, что технические средства борьбы со льдами (ледоколы, подрывное дело) с каждым годом совершенствуются и что льды, казавшиеся еще недавно неодо­ лимыми, и ближайшем будущем вероятно не представят значительных затруднений. Все же очевидно, что долгосрочные ледовые прогнозы, имеющие целыо определить об­ щие ледовые условия будущей навигации, всегда будут играть значительную роль. Только на основании заблаговременных ледовых прогнозов можно заранее наме­ тить размеры и сроки отдельных опера­ ций и правильно расставить силы и средства. Задачей долгосрочных ледовых прогнозов явл яется: 1) определение к о л и ч е с т в а льдов в данном районе или, другими словами, ледовитостй. Ледовитость определяется, как процентное отношение площади, зани­ маемой льдами, к общей площади бассейна; 2) определение с о с т о я н и я льдов, т. е. их мощности (вертикальные размеры) и прочности (сопротивления, оказываемого ко­ раблю). Состояние льдов указывает, какие корабли могут форсировать лед; 3) определение р а с п о л о ж е н и я льдов. Этот прогноз указывает, каким путем можно достигнуть того или иного района. Наибольшее значение в деле долго­ срочных прогнозов имеет определение ледовитости данного района в навига­ ционный период. Ледовитость каждого отдельного бассейна зависит от многих факторов, из которых главнейшими являются: 1. Л е д о в и т о с т ь и т е м п е р а т у р а б а с с е й н а к н а ч а л у з и м н е г о о х ­ л а ж д е н и я . Чем меньше эта ледовитость и чем выше температура моря, тем мень­ шую ледовитость мы можем ожидать на будущий год. Поэтому для долгосрочных ледовых прогнозов необходимо освещение судовой и летной разведкой положения кромки льдов к моменту начала зимнего охлаждения. Обязательно производство стан­ дартных гидрологических разрезов, приуро­ ченных к началу охлаждения, в каждом бас­ сейне. 2. М е т е о р о л о г и ч е с к и е у с л о в и я в т е ч е н и е п е р и о д а о х л а ж д е н и я и л е д о о б р а з о в а н и я , температура воз­ духа, сила и направление ветра. Низкая температура воздуха с октября по апрель включительно определяет самую воз­ можность ледообразования, но не является решающим фактором мощности ледообра­ зования. Действительно, при отсутствии ветра II низкой температуре воздуха появле­ ние первого льда в полярных условиях происходит значительно раньше, чем при той же температуре с ветром. Благодаря ветровому перемешиванию к поверхности мор I подносятся глубинные слои воды; они обладают более высокой температурой и потому задерживают ледообразование. Низ­ кие температуры воздуха в соединении

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz