Советская Арктика. 1935, № 1.

Э. Ф. К расти н. Северный м орской путь в эксплуатации 23 лодок и моторных катеров — забрасывается в Арктику. Этим максимально будут уско­ рены погрузочно-разгрузочные работы в те­ кущую навигацию. В ряде пунктов полагается на разгрузку всего 7—10 дней, штормами они могут быть еще сокращены. Поэтому организация раз­ грузочных работ остается наиболее узким местом. От всего личного состава, как эки­ пажа судов, так и экспедиционного, а также от местного населения — особенно в Яку­ тии—требуется большое напряжение, нужна большевистская ударная работа, чтобы во­ время справиться с этой задачей. Большая работа в текущем году должна быть проделана нашим речным флотом. Реч­ ной флот, как известно, иногда превращается в морской. В частности на реке Лене, для встречи с морскими судами в Тикси, речной флот выходит в море. Ответственная задача также возлагается на морские шхуны „Челюскин*, „ІІрончи- щев“ и др. Они обслуживают устья рек Яна, Анабара, Оленек и др., а также острова. Работа в Арктике, разумеется, сопряжена с колоссальными трудностями. Плавание судов во льдах связано также с известным риском. Однако, несмотря на риск, эконо­ мическая целесообразность эксплуатации этого пути совершенно очевидна. Целый ряд районов — Андерма, Игарка, Норильск, Тикси, Индигирка, Колыма и т. д. — может быть включен в хозяйственный оборот Союза только через Северный морской путь. Этот путь, кроме того, является наикрат­ чайшим. Достаточно указать, что расстояние от Мурманска до Колымы 2084 мили, а от Одессы до Колымы— 12725. Так как большинство грузов завозится на Крайний север из центральных районов Союза, преимущество морского пути перед круговым очевидно. Открытие новых природных богатств и начало их разработки, усиление вывоза леса из Игарки, начало вывоза хлеба из Оби, все это, в ближайшие же годы двинет впе­ ред дело полного освоения 'Северного мор­ ского пути и его регулярной эксплуата­ ции. Для этого имеются все экономические основания. В ближайшие же годы, в связи с постройкой новых мощных ледоколов и успешным развертыванием портостроения, для этого пути будет подведена необходи­ мая техническая база. Конечно, не только одни ледоколы, порты и авиация решают дело освоения Северного морского пути. Г л а в н а я и р е ш а ю ­ щ а я р о л ь п р и н а д л е ж и т л ю д я м — „кадры решают все". „Надо, наконец, понять, что из всех цен­ ных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом яв­ ляются люди, кадры" ( С т а л и н ) . Именно Арктика за последние годы вы­ двинула наибольшее количество знатных людей нашей страны. Мы уже обладаем многими преданными социалистическому строительству работниками, прекрасно знаю­ щими Север. С ними мы смело можем взяться за любое тяжелое дело, возлагаемое на нас партией и правительством. Интерес к Арктике в широких массах дает нам возможность выбирать из лучших— лучших, с которыми, обучив их, мы сумеем резко расширить объем нашей работы. Исключительный интерес, проявляемый к вопросам Арктики со стороны всей партии и лично тов. С т а л и н а , а также правитель­ ства, является лучшей гарантией того, что з а д а ч а о с в о е н и я С е в е р н о г о м о р ­ с к о г о п у т и и е г о р е г у л я р н а я э к с п л у а т а ц и я н а м и б у д у т в ы ­ п о л н е н ы . Проводка второго ленского каравана через льды Карского моря в 1934 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz