Советская Арктика. 1935, № 1.

Освоим Северный морской путь Э. Ф. /{РАС ТИМ СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ В ЭКСПЛУАТАЦИИ I Совет Труда и Обороны постановлением от 1 апреля 1915 года обязал Главное упра­ вление Северного иорского пути при СНК С С С Р— .начиная с навигации 19*5 года, приступить к перевозке грузов на ком­ мерческих суд а х по Северному морскому пути от Мурманска до Владивостока". Исключительно значение этого решения для дальнейшего развития Северного мор­ ского пути и освоения Арктики. Оно ста­ нет особенно очевидным, когда сопоставишь его с поставленными на 1935 год задачами и фактическими данными из истории борьбы за освоение этого пути. Нет надобности лгшний раз приводить примеры беспомощности и абсолютной не­ способности царского правительства даже подойти к освоению Северного морского пути. В самом деле, нельзя же считать освое­ нием Арктики и эксплуатацией Северного морского пути те случайные, плохо органи­ зованные и без плана проведенные рейсы, которые совершались д о о к т я б р ь с к о й рево­ люции. Такое могучее средство в деле освое­ ния Арктики, как ледоколы, имевшиеся в распоряжении царского правительства, не только не было использовано для плавания по Северному морскому пути, но было даже признано непригодным для этой цели (при­ мер с .Ермаком"). До Октября 1917 года Север м іло знали, его плохо изучали и по­ этому считали его неприступным и для плавания непригодным Плановое освоение Арктики началось только при советской власти. Мы наступали постепенно, отвоевывая у суровой природы шаг за шагом, район за районом. Велась одновременно работа по изучению и исследованию н івых районов пути и их эксплуатации. Вместе с иссле­ дованием новых пѵтен сообщения изучались и выявлялись естественные природные бо­ гатства районов, прилегающих к этим путям. Наибольший, практический интерес для нас ка первых порах представлял > Карское море, с бассейнами рек Оби и Енисея и их притоков, с их колоссальными массивами высококачественной экспортной древесины и сибирским хлебом. Поэтому естественно, что, по освобожде­ нии нашего Севера от интервентов и бело­ гвардейских банд, немедленно было начато плавание в Карском море. В 1920 году был вывезен на 10 пароходах хлеб из Оби в Архангельск. Работа же по экспортно­ импортным операциям через Карское море начинается лишь с 1921 года. В это же время начинается и научно-исследователь­ ская работа в районе Новой Земли и ее проливов. Карские операции наиболее ярко характе­ ризуют наши успехи в области освоения Арктики и включения новых районов с б о ­ гатыми естественными ресурсами в общий хозяйственный оборот нашей страны. Даем таблицу сѵдо- и грузоооорота по Карским экспедициям, начиная с 1921 года. Т а б л и ц а судо- и грузооборота Карских экспедиций (в тыс. тонн) Гиды Колич. судов Экспорт на,о а Каботаж Всего 1921 5 4,9 8,4 13,3 1926 5 10,1 9.1 — 19,2 1931 16 48,9 14,6 3,3 66,8 1932 28 7,0 9,2 96,3 1934 28 104,6 — 11,0 115,6 Как видно из приведенных данных, Кар­ ские операции за 13 лет выросли по коли­ честву занятых судов в 5,6 раза, а по количеству перевезенного груза — почти в 9 раз. В первые годы Карских операций мы имели суда преимущественно малогрузные,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz